Что является обязательным атрибутом православной иконы? Правильно - нимб. Так в Православии называют круг, расположенный за головой святого и указывающий на святость этого человека. Мы настолько привыкли, что нимб круглый, что иные его формы нас могут удивить и ввести в недоумение.
Именно в таком состоянии оказался я, когда передвигаясь по храму святого мученика Димитрия в Салониках, обнаружил изображения людей с квадратными нимбами. Пришлось провести собственное небольшое расследование. И вот что удалось выяснить.
Оказалось, что нимб как таковой, как знак особого статуса, пришел в христианство из античной культуры. Греки и римляне изображали своих богов с круглыми нимбами за головой. Делали они это не случайно. Нимб мы иногда еще называем аурой или ореолом. Оба этих слова восходят к латинскому слову «аурум» - золото. Аура – то, что сияет, как золото.
Золото, как известно, непосредственно связано с огнем, в котором очищается от примесей. Огонь, как и золото, сияет. В античности символом огня был круг. Вот так круг стал обозначать ауру и превратился в нимб как обозначение сияния, исходящего от человека. А потом перешел в христианское искусство как обозначение святости. С этим разобрались.
Откуда тогда взялся квадратный нимб? Ответ на этот вопрос тоже имеется. Если круг в древности обозначал огонь и его сияние, то квадрат служил обозначением земли. У квадрата четыре угла, как у света четыре стороны. Квадрат устойчив как сама земля. У греков даже была поговорка “квадратный человек”, в том смысле, что человек уверенно стоит на ногах.
Квадрат в результате стал символом жизни как таковой. В переложении церковного искусства квадратный нимб стал обозначать то, что в данном месте изображен еще живой человек, современник художника. Квадратный нимб, если хотите, служил рамкой вокруг его портрета. Обычно с квадратными нимбами изображались благотворители храма или члены правящей династии - то есть люди, заслужившие уважение, но святыми не являющиеся. Таков смысл квадратных нимбов.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.