В сентябре 1941 года гитлеровские части, наступавшие на Ленинград, заняли станцию Вырица. Вскоре немцам донесли, что в поселке есть некий полуживой старик-ясновидящий, очень почитаемый русскими. Несколько немецких офицеров в сопровождении переводчика вошли в дом, где увидели изможденного старца.
Немецкий капитан переводчику:
— Спроси его, скоро ли наши войска пройдут победным маршем по Дворцовой площади?
Переводчик старцу:
— Господин офицер спрашивают скоро ли войска великой Германии пройдут победным маршем по Дворцовой площади?
Старец:
— Этого никогда не будет!
Немецкий капитан::
— Вы уверены?!
Старец:
— А еще скажу я, что смерть к Вам придет под Варшавой в 1944 году.
Предсказание старца Серафима Вырицкого сбылось. Как сбылись и другие его пророчества, сделанные им в самую тяжелую для России пору: от лихолетья революции 17-го года до всенародного испытания Великой Отечественной...
В миру великого святого звали Василием Муравьевым. Родился он в крестьянской семье, в Ярославской губернии. С детства мальчик мечтал посвятить себя Богу, но по благословению монаха-схимника, Василий Николаевич сначала принял на себя тяготы мирского пути: стал коммерсантом-благотворителем, женился, воспитал детей. Путь к монашеству занял у него сорок лет.
Начав с самых низов, Василий Муравьев уже в 26 лет открыл контору по торговле пушниной. Это были времена расцвета российского купечества: сам Генри Форд призывал тогда учиться вести бизнес у русских. Став одним из крупнейших поставщиков меха в Европу, Василий Николаевич щедро одаривал монастыри, храмы, богадельни и больницы. В его успешной богатой семье всегда соблюдался самый строгий устав православной жизни.
Когда грянула Октябрьская революция, Василий Муравьев сделал невероятно странный поступок для своего времени: он не перевел бизнес за границу, как это делали другие, а пожертвовал весь капитал монастырям и принял постриг. Вслед за ним ушла в монахини и его супруга Ольга Ивановна.
Имя Серафим – в честь преподобного Серафима Саровского – Василий Муравьев получил, когда принял великую схиму – в 1926-м – в годы жесточайших гонений на церковь. Тогда среди православного люда пронеслась весть, что появился новый великий молитвенник и печальник земли Русской. За духовным окормлением потянулись к нему и священники, и монахи, и миряне, среди которых были ученые, врачи, деятели культуры. Знаменитый академик Павлов, отец современной физиологии, часто приходил к иеросхимонаху Серафиму на исповедь и беседы.
В конце 20-х годов у старца Серафима проявился дар исцеления. Однажды к нему привели женщину, которая никак не могла войти в храм: ее трясло так, что она даже не могла поднять руку для крестного знамения.
До конца своих дней старец Серафим помогал больным. По его молитвам люди исцелялись даже от слепоты и умственных помешательств, о чем сохранилось множество свидетельств.
Осенью 1941- го немцы заняли Вырицу, где жил Серафим. С этого времени старец стал с ещё большим усердием молиться о спасении России. В течение тысячи дней, на протяжении всей войны, он простаивал многие часы на камне, подобно преподобному Серафиму Саровскому. Об этом сохранились воспоминания его внука:
«В саду, за домом выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу... Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг — ведь можно было молиться и в келии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам».
3 апреля 1949 года со словами: «Спаси, Господи, и помилуй весь мир», - Серафим Вырицкий перешёл в жизнь вечную. Во время отпевания одним из четырех воспитанников духовных школ, удостоившихся стоять у гроба великого старца, был Алексей Ридигер – будущий Святейший Патриарх Алексий II.
А спустя полвека, в 2000 году, старец Серафим Вырицкий был причислен к лику святых.
«Не нужно просить у Бога ничего, кроме исполнения воли Всевышнего, ибо Господь сам знает, что ниспослать нам».
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница