В воскресный день девятнадцатого августа 1556-го года после литургии владыка Питирим в окружении множества верующих вышел за черту укреплений Усть-Вымской крепости. Сейчас это город Котлас Архангельской области. Епископ Питирим собирался служить молебен под открытым небом на берегу реки. Вдруг появилась толпа вооружённых язычников. Владыка благословил свою паству укрыться в городе, а сам остался на берегу и встретил своих убийц с молитвой на устах. Такие сведения о смерти святителя Питирима Великопермского сохранились в церковных преданиях и летописях.
Больше десятилетия святитель Питирим проповедовал на обширной территории современной Архангельской области и Республики Коми. До последнего дня своей жизни владыка трудился среди разных народов, но основной его паствой были недавно обращенные в православие зыряне. На Руси это племя знали еще и как «пермь вычегодская» или «Великая Пермь». За всеми этими называниями — предки народа коми.
В пятнадцатом столетии непростой была жизнь мирных зырян. Новообращенным православным христианам отовсюду угрожали воинствующие соседи. С одной стороны разбойничьи набеги совершали вятичи, а с другой — нападали язычники-вогуличи — это современный народ манси.
В такой непростой ситуации главными защитниками зырян становились архипастыри Пермской земли. В их числе и владыка Питирим, который отдал жизнь за свою зырянскую паству.
Имя святителя Питирима впервые упоминается в 1440-ом году. Тогда он был настоятелем Московского Чудова монастыря. Питирим был хорошо образован, читал творения святых отцов на греческом. В середине пятнадцатого века Питирим был возведен в сан епископа и назначен на Пермскую кафедру. Он стал четвертым по счету епископом Великопермским и продолжателем дела первого миссионера на Пермской земле — епископа Стефана, «апостола зырян».
Святитель Питирим в своих проповедях толковал евангельские истины, опираясь на те бытовые и жизненные ситуации, которые были понятны зырянам. В итоге не только пермские племена, но и язычники, кочевавшие по притокам Печоры, начали принимать крещение.
Для просвещения язычников-вогуличей святитель Питирим предпринимал далекие путешествия, во время которых жизнь его нередко подвергалась опасностям. В пути ему приходилось терпеть всевозможные лишения, но святитель не жалел сил. Повсюду он просвещал и поучал жителей Перми Вычегодской.
Епископ Питирим не только наставлял и просвещал местные племена, но и помогал им во время голода и других бедствий. Святитель много трудился над тем, чтобы установить мирные отношения между зырянами и вогуличами. Владыка рассылал увещательные грамоты и послания, стремясь оградить зырян от нападений язычников. Однако предводитель вогуличей князь Асыка, пользуясь раздорами и удаленностью великопермской земли от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащитный зырянский народ. Во время одного из таких набегов и был убит владыки Питирим.
Святитель Питирим был причислен к лику святых спустя полтора столетия с момента кончины — в самом начале семнадцатого столетия. А народное почитание Питирима Великопермского началось задолго до его официальной канонизации.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди