Святитель Питирим Великопермский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Святитель Питирим Великопермский

* Поделиться

В воскресный день девятнадцатого августа 1556-го года после литургии владыка Питирим в окружении множества верующих вышел за черту укреплений Усть-Вымской крепости. Сейчас это город Котлас Архангельской области. Епископ Питирим собирался служить молебен под открытым небом на берегу реки. Вдруг появилась толпа вооружённых язычников. Владыка благословил свою паству укрыться в городе, а сам остался на берегу и встретил своих убийц с молитвой на устах. Такие сведения о смерти святителя Питирима Великопермского сохранились в церковных преданиях и летописях.

Больше десятилетия святитель Питирим проповедовал на обширной территории современной Архангельской области и Республики Коми. До последнего дня своей жизни владыка трудился среди разных народов, но основной его паствой были недавно обращенные в православие зыряне. На Руси это племя знали еще и как «пермь вычегодская» или «Великая Пермь». За всеми этими называниями — предки народа коми.

В пятнадцатом столетии непростой была жизнь мирных зырян. Новообращенным православным христианам отовсюду угрожали воинствующие соседи. С одной стороны разбойничьи набеги совершали вятичи, а с другой — нападали язычники-вогуличи — это современный народ манси.

В такой непростой ситуации главными защитниками зырян становились архипастыри Пермской земли. В их числе и владыка Питирим, который отдал жизнь за свою зырянскую паству.

Имя святителя Питирима впервые упоминается в 1440-ом году. Тогда он был настоятелем Московского Чудова монастыря. Питирим был хорошо образован, читал творения святых отцов на греческом. В середине пятнадцатого века Питирим был возведен в сан епископа и назначен на Пермскую кафедру. Он стал четвертым по счету епископом Великопермским и продолжателем дела первого миссионера на Пермской земле — епископа Стефана, «апостола зырян».

Святитель Питирим в своих проповедях толковал евангельские истины, опираясь на те бытовые и жизненные ситуации, которые были понятны зырянам. В итоге не только пермские племена, но и язычники, кочевавшие по притокам Печоры, начали принимать крещение.

Для просвещения язычников-вогуличей святитель Питирим предпринимал далекие путешествия, во время которых жизнь его нередко подвергалась опасностям. В пути ему приходилось терпеть всевозможные лишения, но святитель не жалел сил. Повсюду он просвещал и поучал жителей Перми Вычегодской.

Епископ Питирим не только наставлял и просвещал местные племена, но и помогал им во время голода и других бедствий. Святитель много трудился над тем, чтобы установить мирные отношения между зырянами и вогуличами. Владыка рассылал увещательные грамоты и послания, стремясь оградить зырян от нападений язычников. Однако предводитель вогуличей князь Асыка, пользуясь раздорами и удаленностью великопермской земли от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащитный зырянский народ. Во время одного из таких набегов и был убит владыки Питирим.

Святитель Питирим был причислен к лику святых спустя полтора столетия с момента кончины — в самом начале семнадцатого столетия. А народное почитание Питирима Великопермского началось задолго до его официальной канонизации.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем