Студенты медицинского факультета киевского университета Святого Владимира – такое название до революции носил университет имени Тараса Шевченко - плотным кольцом столпились в коридоре. Там, в центре этого живого кольца, что-то происходило. Что именно – пятикурсник Валентин Войно-Ясенецкий, с трудом протиснувшись поближе, вскоре увидел: два его однокурсника о чём-то громко спорили, размахивая руками. Но вот у одного из спорщиков закончились словесные аргументы, и он в запале… отвесил противнику звонкую пощёчину! Толпа загудела, ожидая драки. Но тут вперёд вышел взволнованный Валентин. Он не стал разбираться в причинах спора, а лишь негромко, но твёрдо спросил обидчика:
– И ты готовишься стать врачом?!
Будущий хирург, светило отечественной медицины профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий всегда принимал сторону обиженных, беззащитных, терпящих несправедливость. И на медицинский факультет молодого человека привела не перспектива карьеры, а стремление заботиться о ближних. «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям» – напишет он спустя годы в своих мемуарах.
Сразу по окончании института, в первые же дни Русско-Японской войны 1904 года Войно-Ясенецкий вместе с отрядом Красного Креста добровольцем отправился на Дальний Восток. Именно там, в походных условиях фронтового госпиталя, он провёл свои первые сложнейшие операции, спасая жизни людей. Тогда же Валентин Феликсович начал работу над научными трудами по медицине, которую, независимо от обстоятельств, продолжал на протяжении почти всей своей жизни.
После войны доктор Войно-Ясенецкий поселился в Курской губернии, в небольшом селе Верхний Любаж, куда его назначили заведующим сельской больницей. Молва о чудесном докторе, бесплатно лечащем бедняков и крестьян, разлетелась далеко по городам и весям. Каждый день возле больницы выстраивалась длинная очередь, и Валентин Феликсович не прекращал приём до тех пор, пока не осматривал последнего пациента.
В 1921 году, в Ташкенте, куда он был переведён на службу, в тяжёлое и страшное время гонений на Церковь и верующих, неожиданно для всех Войно-Ясенецкий… принял священный сан! Однако свою обширную медицинскую практику и научные труды не оставил. Просто на приём и на операции отец Валентин теперь приходил в священническом подряснике. Спустя два года с момента рукоположения он был пострижен в монахи с именем Лука и рукоположен в архиерея. А ещё через год, в конце 1924-го, архиепископа Луку арестовали и отправили в ссылку. Всего таких ссылок – долгих, тяжёлых, с предшествующими им чудовищными допросами – в жизни владыки будет три. И ни одна из них не сломила его веры и духа жертвенности и любви к людям. Везде, где только возможно, он безвозмездно оказывал медицинскую помощь: возвращал зрение слепым, останавливал запущенную гангрену.
В третьей ссылке, в маленьком городке неподалёку от Красноярска, и застала архиепископа Луку Великая Отечественная война. Владыка сразу же отправил руководству страны телеграмму: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. По окончании войны готов вернуться в ссылку». До самой Победы архиепископ Лука самоотверженно, порой без сна и отдыха, работал в военных госпиталях Красноярска, а потом и Тамбова, куда в 1944 году был назначен архиереем. Параллельно он организовал сбор пожертвований в поддержку фронта. С его помощью на создание легендарной танковой колонны «Дмитрий Донской» и самолётной эскадрильи «Александр Невский» в общей сложности было собрано около миллиона рублей!
В 1946 году - исключительный случай! - архиепископ Лука был награждён Сталинской премией за свою научную работу «Очерки гнойной хирургии». И здесь он остался верен себе: сто тридцать тысяч из премиальных двухсот он передал в пользу детских домов и детей-сирот, которых война лишила родителей. Остальные деньги владыка употребил на поддержку тех немногих храмов, которые ещё не были закрыты властями.
«Главное в жизни – делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое», - говорил выдающийся врач и архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), без остатка посвятивший свою жизнь Богу и людям. В 1999 году Церковь прославила его в лике святых.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия