У праздника Троицы два названия. Первое, Пятидесятница, отсылает нас к событию, случившемуся в пятидесятый день после Воскресения Христова: на апостолов сошёл Святой Дух. Второе название - собственно День Святой Троицы, предлагает нам взглянуть на произошедшее чуть шире. Церковь чествует три Ипостаси Единого Бога. Мы вспоминаем, как Святая Троица явила себя миру.
С двумя названиями связано и то обстоятельство, что у праздника два типа икон. Первый иллюстрирует строки "Деяний святых апостолов": "И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них". Второй изображает Святую Троицу. Остановимся на нём подробнее. Этот сюжет также называют "Гостеприимство Авраама". Он отсылает нас к событию Ветхого Завета. Однажды праотец Авраам встретил трёх странников. О Троичности Бога тогда не было известно, он не мог узнать в трёх мужах Святую Троицу. Но праведник прозрел Божественную сущность своих гостей.
Авраам предложил гостям отдохнуть, заколол тельца, накрыл стол. Господь благословил бездетного Авраама потомством и пообещал, что из его рода выйдет Спаситель.
Самый известный образ Святой Троицы был создан великим иконописцем Андреем Рублёвым в начале пятнадцатого века. На нём не изображены ни Авраам с женой и слугами, ни подготовка трапезы. Мы видим только трёх ангелов, сидящих вокруг стола с одной единственной чашей. Они символизируют Три Ипостаси Господа, а чаша - жертву Спасителя, "Кровь... Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов...".
Ангелы неподвижны, но между ними идёт безмолвное общение. Левый ангел, символизирующий Бога Отца, словно только что благословил чашу. Средний ангел, это Сын Божий, принимает её, наклоном головы выражая своё согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Правый ангел, Святой Дух, представлен как Утешитель.
Такое изображение Святой Троицы наиболее полно передаёт единство сущности Господа - так как ангелы похожи внешне. И одновременно - различие Ипостасей, ведь Они обладают собственной идентичностью.
Первое откровение о Троичности Бога состоялось в момент Крещения Иисуса Христа. Не случайно это событие называют ещё Богоявлением. Согласно Евангелию, когда Христос выходил из воды, небеса над ним разверзлись и Иоанн Предтеча увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса. А с неба раздался глас Божий: "Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение".
Смысл этого откровения люди смогли понять лишь после Пятидесятницы. Именно Святой Дух приоткрыл возможность познания тайны Троичности Господа. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все верующие собраны в единое Тело Христово. И это не образ, такова реальность бытия Церкви.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди