В избе, которая служила церковной сторожкой, набралось столько народа, что даже с распахнутыми настежь окнами не чувствовалось свежести воздуха. Собравшиеся крестьяне, из которых многие были старообрядцами, возбуждённо обменивались впечатлениями от речи, произнесённой 25-летним православным миссионером Константином Голубевым.
- Нечего сказать, взял он нас за хвост!
- Да врёт всё! Сейчас его Поликарпыч научит уму-разуму.
Тут в центр избы, где стоял молодой проповедник, протиснулся почтенный бородатый мужчина. Его звали Иваном Поликарповичем, он был очень уважаем раскольниками и всегда противостоял миссионеру в спорах. Все замолчали.
- Признаю… – выдохнул с волнением Иван Поликарпович, - правоту православного учения и всего того, что говорит Константин Голубев!
Изба ахнула от удивления.
– Да зачем же ты сам пребывал в расколе?! – стали спрашивать люди.
- По заблуждению, - ответил Иван Поликарпович.
…Таких бесед в Саратовской губернии миссионер Константин Алексеевич Голубев провёл сотни. Своим искренним словом он обратил к истине многих сектантов из числа старообрядцев и молокан, которые отрицали иконы, святых и священство. В одном только родном селе Голубева – Барановке – благодаря его трудам из раскола обратилось полторы тысячи человек.
Один современник так вспоминал об этом проповеднике: «Константин Алексеевич Голубев, кажется, всё имеет, чтобы достойно носить звание миссионера, и опытность при ведении беседы, и тактичные приёмы, и ласковый взгляд, не меняющийся даже при дерзости оппонента, и мягкий, приятный голос, и сохранившуюся внешнюю фигуру».
В те времена, под занавес девятнадцатого века, старообрядчество и разные секты имели очень большое влияние в Поволжье. Некоторые сёла саратовщины были почти полностью раскольническими. В этой-то обстановке и приходилось трудиться епархиальным миссионерам, среди которых наиболее ярким был Константин Голубев.
В разных сёлах Голубев проводил многодневные дискуссии со своими оппонентами-сектантами, и выходил из споров победителем.
Во время одной из бесед с молокАнами сектант сказал Голубеву:
- Церковь Божию составляет каждый человек!
- Хорошо, вот ты, значит, Церковь? – спросил миссионер.
- Я что за Церковь, что ты на меня указываешь! – ответил молоканин.
Вслед за ним и все окружающие сектанты отрицали, что кто-то из них Церковь.
Тогда Голубев сказал:
- Вот видишь. Вы все отказались быть Церковью. Вы не состоите членами Церкви Христовой, потому что отломились от неё. Ни вы сами, ни ваши жёны и дети, ни ваши дОмы никогда не освящаетесь молитвами Церкви.
Такими словами Константин Голубев многим сектантам открывал путь к истине.
Беседы с сектантами и раскольниками были насыщенными, и длились порой целый день, с утра до вечера. Осенью 1893 года состоялась шестидневная беседа Голубева с популярным раскольническим проповедником Терентием Худошиным, посвящённая вопросам о священстве, Церкви и прочем. В итоге Худошин не смог ничего противопоставить православным, совершенно растерялся и покинул последнюю беседу, не дожидаясь её окончания. Константин Голубев после этого в ответ на поздравления сказал: «Мне, недостойному, меньшему всех из братий… Бог судил быть орудием, проводником всесильной благодатной непреоборимой силы Христовой Церкви».
Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский) заметил яркого проповедника, и в 1895 году Константин Голубев принял священный сан и стал протоиереем в подмосковном Богородске, который был одним из крупнейших центров раскола.
Протоиерей Константин сотни людей привлёк в Православную Церковь. Он заботился о народном просвещении, а в 1900 году открыл женскую приходскую школу.
Отец Константин ревностно исполнял своё служение, и закончил его победоносно и славно, удостоившись мученической кончины. Сначала он был арестован Временным правительством, а затем большевиками.
Уже осознавая, что его казнят, отец Константин отправил детям из тюрьмы свой священнический крест и служебник. А когда его уже вели на казнь, он постоянно повторял: «Не ведают, что творят». У глубокой ямы отца Константина сначала ранили из ружей, а потом заживо закопали в землю.
В 2000 году протоиерей Константин Голубев был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия