В мемуарах 20 века нередко встречаются сведения о новомучениках, пострадавших за веру в годы советской власти. Эти строки воспоминаний для нас поистине бесценны.
Сегодня мы говорим о священномученике Димитрии Иванове и книге воспоминаний Валентины Яснопольской «Счастливый случай».
Валентина Николаевна Яснопольская - почти ровесница двадцатого века. Она родилась в 1904 году и за свои 94 года жизни повидала всякое, написав книгу воспоминаний под названием «Счастливый случай».
Для Валентины Яснопольской – главное счастье и дар от Бога – это встречи с людьми, сильными духом. Многие из них принадлежали к миру Церкви, доказав в годы большевистских гонений свою верность Богу.
В 20-е годы 20 века счастливый случай свёл Валентину Яснопольскую в Киеве с протоиереем Димитрием Николаевичем Ивановым.
Яснопольская:
Однажды тётя предложила мне пойти с ней в храм, где должен был служить приехавший из пригорода священник. Это оказался отец Димитрий Иванов, бывший настоятель к тому времени закрытого женского Покровского монастыря. Позже как-то тётя сообщила, что отец Димитрий арестован. И тут со мною что-то случилось. Я вдруг поняла, что сейчас идёт гонение на Церковь, но страдают не все её члены, а лучшие из них, и несут они не только свою долю мук, но и долю других. Я в первый раз осознала, что и я член Церкви, что её страдания касаются и меня…
И тогда девятнадцатилетняя Валентина, студентка Киевского института народного хозяйства, решилась на отчаянно смелый по тем временам поступок. Узнав, где в Киеве находится здание ГПУ, девушка отправилась хлопотать за отца Дмитрия. На приеме у следователя Валентина назвала священника Дмитрия Иванова своим «братом» и потребовала освободить невинного человека, а потом принесла прокурору заявление с подписями двадцати свидетелей.
Тогда, в 1923 году, отца Дмитрия освободили. Выйдя из тюрьмы, священник вместе со своей семьей поселился в поселке ИрпЕнь под Киевом. Временами он служил в сельском Троицком храме или в Георгиевском храме в Киеве, но чаще - в тайно устроенной домОвой церкви, что грозило священнику новым арестом.
Отец Дмитрий Иванов стал духовным отцом Валентины.
Яснопольская:
Познакомившись с отцом Димитрием Ивановым у ворот тюрьмы, я с того времени все свои свободные дни проводила в Ирпене. Дивные богослужения, любовь и внимание ко мне сделали эти дни лучшими в моей жизни. К сожалению, в свои 18-19 лет я не сумела оценить всей глубины раскрывшихся мне там богатств. Отец Димитрий всегда говорил мне: «Войди в свою келью, затвори за собой дверь, и келья твоя тебя всему научит». Но трудно было закрыть за собой дверь в этот, как тогда казалось, прекрасный, еще только открывавшийся мне мир…
Протоиерей Димитрий Иванов, духовный сын Оптинского старца преподобного Нектария, принадлежал к числу священников, решительно выступавших против всякого сближения духовенства с советской властью.
За свою принципиальную позицию отец Дмитрий неоднократно повергался арестам, последний из которых случился в 1931 году. Приговор – пять лет лагерей.
Через два года отец Димитрий был досрочно освобожден из Архангельского лагеря, оставшийся срок заменили ссылкой. В Архангельске пятидесятилетний священник упал от истощения на улице и скончался 17 марта 1933 года.
На всю жизнь Валентина Яснопольская, автор книги «Счастливый случай», запомнила духовные наставления священномученика Димитрия Иванова, который помог ей в безбожные, богоборческие времена сохранить веру.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия