
У нас в гостях были наместник Высоко-Петровского монастыря, главный редактор журнала "Монастырский вестник" игумен Петр (Еремеев).
Разговор шел о Великой пятнице, о событиях этого дня в христианском календаре, о значении этого дня в жизни Спасителя и в жизни церкви, о Пасхе, а также о предстоящем Пасхальном фестивале.
В. Емельянов
– Здравствуйте, вы слушаете радио «Вера». Это программа «Светлый вечер». В студии Владимир Емельянов, Алла Митрофанова.
А. Митрофанова
– Добрый светлый вечер.
В. Емельянов
– Мы встречаемся в Великую Пятницу, в Страстную Пятницу, самый строгий постный день во время Великого поста и самый печальный день. Все мы помним, чему посвящен этот день и что мы воспоминаем в этот день. Но вот уже вечер наступает, уже предвосхищение Пасхи. Все дела уже сделаны в Чистый Четверг, хозяйки сегодня, по-моему, ничего не делали. Ну так сказать, хозяйки церковные.
А. Митрофанова
– Кто как.
В. Емельянов
– Да, ну все же по силам, мы же понимаем, что люди работают, и здесь мы в миру живем совершенно другой жизнью, нежели люди живут в монастыре. Вот, кстати, и о монастыре, и о том, как люди живут в монастыре, о том, что можно было делать в Великую Пятницу, о том, чего нельзя было делать в Великую Пятницу к предстоящей Пасхе, мы пригласили сегодня поговорить игумена Петра Еремеева, наместника Высоко-Петровского мужского монастыря города Москвы, ректора Российского православного университета. Здравствуйте, добрый вечер.
Игумен Пётр Еремеев
– Добрый вечер.
В. Емельянов
– Ну, давайте с этого начнем: а чего сегодня в быту мирянам не надо было бы делать?
А. Митрофанова
– А зачем, а есть ли смысл говорить о том, чего не надо бы делать?
В. Емельянов
– Ну просто, может быть, на следующий год, на следующий раз у людей отложится.
А. Митрофанова
– Сейчас кто-нибудь услышит...
В. Емельянов
– И вообще я читал, что не надо было бы, по-хорошему, не надо бы и работать в этот день.
Игумен Пётр Еремеев
– Ну вообще, если мы говорим о Страстной седмице, о днях, в которые воспоминаем события, перевернувшие ход истории человечества и давшие начало нашей христианской Церкви, то это дни особой скорби и переживания, сопереживания Спасителю ну и, конечно, сопереживания своей участи, участи преодоления греха, соблазна через падение к восстанию, как каждый проходит через исповедь и причащение. И эти дни, они имеют особое значение в жизни каждого христианина. Не только потому, что мы читаем Евангелие, в этот день вспоминаем события жизни Спасителя и Церкви, но и переживаем эти моменты как основание своей духовной жизни. Ведь с понедельника и по субботу, до дня тишины, как мы называем его, это каждый день связан с днями, которые дали начало новой жизни, начало и нашему христианскому выбору. Христа в эти дни предает Иуда, в эти дни Его берут под суд и в пятницу судят и распинают те, кто приветствовали Его радостно в воскресенье, буквально недавно, видя воскресение из мертвых Лазаря. В субботу Он входит в ад и из него изводит людей, которые ожидали Его в предшествующих поколениях. И праздник Воскресения – восстание из мертвых Спасителя, искупление рода человеческого, восстание чистой плоти, обновления каждого из нас через сопричастность, через крещение этому празднику. Поэтому, конечно, человек, который знает события каждого дня, он переживает каждый день из года в год, как особый день сопричастности евангельским событиям. Ну а Великая Пятница это ведь самый скорбный день вообще в церковном календаре. Что происходит, давайте вспомним. В этот день Христа избитого, измученного на суде ночью, а потом с утра приводят к Понтию Пилату, где окончательно Он получает приговор. И, будучи взят римскими воинами при науськивании первосвященником и священниками, и уверовашими в Его неправду иудеями, Он ведется на Голгофу, Он распинается, Бог за человека. Целитель, цудотворец, для многих до сих пор еще признаваемый таковым, внезапно ниспровергается из сердца тех, кто Его встречал радостно еще в воскресенье Вербное. И мы переживаем в этом во всем не только то, что Господь пострадал, не только то, что Он пролил не слезы, а кровь за каждого из нас. Переживаем это, потому что ощущаем, что и наши грехи, наши дурные проступки являются, в том числе в подражание тем, Кто предал Спасителя, тоже предательством. Для любого такого искреннего сердца события пятницы это, в том числе обращение к самому себе, это укор в отношении себя, верности Спасителю и обетам крещения. И поэтому, конечно, в Великую Пятницу, еще вчера выслушав 12 Евангелий, вспомним события четверга, пятницы, когда Господь, совершенно понимая, на что Он идет, отдает Себя в руки иудеев, первосвященника и римлян. Вот сегодня, в пятницу мы замираем, потому что мы понимаем, какая тайна совершилась в этот день, тайна сознательного восшествия Богочеловека на Крест, сознательной смерти ради каждого из нас. И это, безусловно, делает нашу жизнь в этот день совершенно особенной.
А. Митрофанова
– Да, отец Петр, если позволите, я только, наверное, чуть-чуть поясню. Когда вы сказали про 12 Евангелий, речь не идет о том, что есть 12 евангельских текстов, которые читаются во время Великого Четверга, речь идет о 12 фрагментах...
Игумен Пётр Еремеев
– Да.
А. Митрофанова
– Из Евангелия, где речь идет о страстях Господних. И они так подобраны, и это вообще такая удивительная служба, которая в четверг вечером происходит во всех храмах, собственно, которая передает все содержание пятницы. Потому что в Церкви же все наоборот, понедельник начинается в субботу, да, а значит, пятница начинается в четверг, и воскресенье начинается в субботу. И вот эти 12 Евангелий, фрагментов евангельских, они как раз очень помогают сонастроиться вот всему происходящему момент, сопережить. Потому что это же не воспоминание о событиях, это каждый раз повторяющаяся снова и снова история. Она же не только во времени и пространстве произошла, она же в вечности, эта история. Поэтому мы каждый раз через нее заново проходим. И вот Володя задал вопрос в самом начале, а чего нельзя делать в Великую Пятницу. А я так сижу и думаю... Вы меня простите за это «женское богословие». Мне кажется, в пятницу, наверное, нельзя быть зацикленным на себе. Вообще лучше, наверное, этого не делать, но вот в Великую Пятницу как-то особенно. Потому что настолько важные события в связи со Христом и с Ним в нашей жизни происходят. Это как, не знаю, как самого близкого родственника, вот если с ним, не дай Бог, что-то случится. Вот это происходит со Христом. И как в этот момент можно ну на какие-то второстепенные вещи отвлекаться... Мы слабые люди, мы отвлекаемся, конечно. Но, по большому счету, наверное, должно быть по-другому.
Игумен Пётр Еремеев
– Вот Церковь, как педагог с большой буквы, очень интересно устроила богослужебное последование этого дня. Мы начинаем пятницу с так называемых Царских часов, когда за часами, который каждый из них воспоминает в текстах события этого дня в жизни Господа, мы читаем Послание апостольское и тоже евангельский отрывок, рассказывающий о том, как происходил суд над Спасителем, как Он был предан в руки римских воинов на распятие. Потом после этих Царских часов небольшой перерыв, и около двух-трех часов дня, в зависимости от храма, совершается вечерня. Вечерня с изнесением уже Плащаницы, то есть большого плата с изображением Христа, положенного во гроб. И совершается богослужение, в котором воспоминаем уже происшедшее распятие Господа. Потом небольшой перерыв, и совершается в завершение дня, в переходное время уже к ночи утреня, в которой в завершение которой мы берем Плащаницу и совершаем погребение Плащаницы. Мы обносим крестным ходом Плащаницу вокруг храма. И вот этот день в проследовании богослужения этого дня помогает нам пережить и осмыслить всей своей жизнью этого дня пятницу в жизни Спасителя и в жизни Церкви. Поэтому, конечно, когда ты приходишь в Церковь и видишь в центре храма положенное тело Спасителя, это как увидеть родного человека во гробе. И поэтому, когда мы спрашиваем себя даже, а что я готов делать в пятницу, ну передо мной лежит тело Господа, Который предал Себя в этот день ради меня лично, моего спасения, моего обновления, моего обожения. И, конечно, и есть не хочется, и дела не делаются. И поэтому так и расположила наша народная молва вообще дни приготовления к Пасхе, что к четвергу хорошо бы все уже сделать. Почему, потому что в четверг вчера мы причащались вместе сообща в день Тайной Вечери Тела и Крови Спасителя, потом после этого мы слышали 12 отрывков Священного Писания, евангельские тексты о страданиях Господа. А сегодня, в пятницу, когда видим в буквальном смысле Господа, положенного во гроб, уже ничего не делается, ничего не получается делать. А завтра, в субботу, когда мы уже знаем как христиане, что Господь сошел во ад, дал начало жизни тем, кто там ожидал Его пришествия в мир, ожидал Мессию, весь Ветхий Завет, и уже услышав добрую весть из Иерусалима о схождении благодатного огня, конечно, постепенно уже эта скорбь, она переходит в радостное ожидание ночного пасхального богослужения. Но что интересно, вот на протяжении веков Церковь настолько аккуратно и внятно вкладывает в каждый момент дня Страстной седмицы через богослужение, изложение евангельских событий в тексте последований, в домашнем чтении, что каждый из христиан, который любит, знает богослужение и традицию Церкви, имеет возможность пережить вновь и вновь из года в год события, в том числе и Страстные дни Господа.
А. Митрофанова
– Великая Пятница это все-таки такое уже, сейчас вечер, да, когда эфир-то начали уже в восемь, а закончим, уже будет девять, это, в принципе, такое время, когда уже все основные вот эти события и вот эта основная боль, связанная с этим днем, уже все позади. Когда в храмах начинают петь канон «Волною морскою», это, я не знаю, лично для меня такой момент переломный что ли, когда ты начинаешь чувствовать, что уже все, уже победа произошла. Вот это самая победа над смертью, которой нам всем, на самом деле, очень хочется. Мы же задаем себе вопрос, а что с нами будет после, когда мы за эту черту зайдем, которая нас отделят от земной жизни. И нам, как Высоцкий пел, всем очень хочется не умереть, а именно уснуть. И поэтому как-то сосредотачивается, все равно, даже не только сердце, но и мозги сосредотачиваются на этих событиях, и включаешься в это сопереживание. И когда начинает звучать канон «Волною морскою», где звучат уже вот эти вот нотки радости, первой вот этой радости о Воскресении Христовом, начинаешь понимать, что все, все, вот это вот ликование и радость, потому что смерти больше нет.
Игумен Пётр Еремеев
– И вместе с тем, вот те, кто сегодня, в пятницу не мог прийти в храм, чтобы помолиться у Плащаницы с телом Господа, завтра еще есть такая возможность. Ведь все мы знаем, что всю субботу Плащаница будет лежать в центре храма, вплоть до пасхального богослужения, когда священники пред крестным ходом внесут ее с молитвословиями в алтарь и положит ее на престол, где она будет находиться все дни последующие пасхального праздника, на Плащанице будет совершаться Евхаристия, литургия. И поэтому те, кто завтра собираются прийти в храм для освящения пасхальных яиц, куличей и пасок, пасхальных так называемых снедей, я приглашаю обязательно прийти в храм перед тем, как освятить пасхальные снеди и помолиться у Плащаницы Господа. Попросить Его, Который пришел ради нашего спасения, и вошел на Крест ради нашего спасения, и лег в этот гроб ради нашего спасения, помолиться о себе, о своей вечной души и о своей вечной жизни, о родных и о близких. А потом уже освятить пасхальные снеди.
В. Емельянов
– Мы напоминаем, что беседуем с наместником Высоко-Петровского мужского монастыря города Москвы, ректором Российского православного университета игуменом Петром Еремеевым. А вот давайте еще немного поговорим о тех событиях, которые происходили много-много лет назад на Голгофе. Вот мне хотелось бы уточнить: все-таки вот Пилат в какое-то время начинает сострадать Христу, это видно из истории, из текстов, и почему все-таки, вот как вы думаете, почему он ну не проявляет что ли такого милосердия и не отдает приказа о не такой мучительной смерти в виде распятия? Ну чтобы облегчить страдания человека.
Игумен Пётр Еремеев
– Пилат, как считают сегодня и считали прежде историки, был заложником ситуации и Иудее. Ситуации политической, экономической. И когда к нему пришли иудеи с взятым под стражу Господом Иисусом Христом и Пилат выслушал их, он, конечно, не нашел никакой причины, чтобы вообще судить этого человека для него, которого он видел впервые.
В. Емельянов
– И суд потом, он ночью происходит тоже...
Игумен Пётр Еремеев
– Вопреки практике иудейского закона, происходит над Христом ночью. Первосвященник и его тесть судят Господа ночью, что было незаконно. И само по себе это уже давало основание Пилату сказать, что вы приняли Его не ко времени, вы не разобрали дело по закону собственному. Тем не менее, когда иудеи стали кричать о том, что ты, если не осудишь Его, будешь врагом кесарю, врагом императору, Пилат задумался о своей собственной участи. Потому что волнения были тогда в Иудее, он прекрасно понимал, что будет вскоре состряпан поклеп на него, отправлен в Рим, о том, что он потворствует восстающим лжемессиям, которые себя провозглашают царями Иудеи. И такие прецеденты уже были. И, конечно, поэтому Понтий Пилат боялся в первую очередь о себе, как римский гражданин и римский чиновник. Поэтому он пытаясь снять с себя ответственность, начинает искать повод, отправляет, чтобы протянуть время, к Ироду Антипе, который был тогда в Иерусалиме, представитель Галилеи, который посмеялся над Христом, не найдя никакой причины Его судить тоже и вины в Нем, отправил его обратно. И Понтий Пилат был заложником уже в этой ситуации по факту окончательного судьи. Потому что первосвященник и иудеи говорили ему, что теперь или ты осудишь, или ты осудишься. И поэтому он выбирает для себя простой путь, он осуждает невинного, при этом отдавая себе отчет, что Он невинен, это видно из текста Священного Писания, что Понтий Пилат даже в какой-то степени укоряем совестью от того, что он совершает и поэтому он умывает руки. Это был такой знак того времени, когда человек публично показывая, что он непричастен, невиновен в событии, которое происходит, а уж тем более осуждении на смерть. Он умывает руки в присутствии всех собравшихся и, в том числе римских воинов, и иудеев. И тогда иудеи кричат ему в ответ, когда он говорит, что я не виновен в крови этого Праведника, что кровь Его на нас и на детях наших. Эта сцена, она потрясает своей трагичностью. Когда римлянин, который не был причастен жизни Господа, предшествовавший этому событию и вообще понаслышке лишь знавший о Христе, видит Его невинность, Его чистоту. А те, кто участвовал, в том числе во встрече Господа в воскресенье и, может быть, даже были очевидцами воскрешения из мертвых Лазаря и многих других чудес, насыщения хлебами и многих других исцелений, которые потрясали народ, вот эти люди тут же осуждают Господа на распятие, на страшную мучительную смерть. Вот это, конечно, способно любого впечатлить, как глубоко может пасть человек, как мы непостоянны. Как вот это мнение толпы или мнение высокого начальства способно изменить, травмировать наше восприятие жизни. Еще вчера мы прославляем кого-то, еще вчера мы воспеваем хвалы, а сегодня, под влиянием или большинства, или громкого слова начальства, меняем свою точку зрения. В этом случае, это, конечно, апогей безумия человеческого. Я думаю, что большей трагедии, чем Великая Пятница род людской не переживал, в этом смысле.
В. Емельянов
– И еще вот такой вопрос. Вот те самые солдаты и их поведение у Креста, вот ну что это, почему это было кинуть жребий по поводу хитона Христа, зачем был им нужен-то вообще?
А. Митрофанова
– Развлекались мальчики, скучно им было.
В. Емельянов
– Нет, а может в этом есть что-то такое...
Игумен Пётр Еремеев
– Удивительно то, что вообще каждый момент Великой Пятницы, в том числе и распятие Господа, и даже когда римляне делят его одежды, это имеет удивительно нисходящую ветвь описания этих событий в ветхозаветных книгах. Ведь все, что происходит в жизни Спасителя, оно очень подробно изъясняется пророками, которые ожидали Мессию, которые от начала рождения Господа от Девы об этом говорят явственно. И также явственно они рассказывают о том, что Он не будет принят народом, и что Он пострадает, и что одежды Его будут разделены. И все эти тексты, которые говорят о Спасителе, особенно о Его последних днях жизни, сошествии во ад, они исполняются – или читаются, или распеваются за богослужениями сегодняшнего дня и завтрашнего дня. И те, кто слушают внимательно тексты богослужения, могут даже в них уже почерпнуть очень много такого познавательного, даже, может быть, не зная Евангелия пока еще, именно о жизни Господа и о смысле происшедших событий этих дней.
А. Митрофанова
– Я, если позволите, небольшую картинку воспроизведу. Когда была в Ахене, это есть такой город в Германии, который на протяжении некоторого времени был столицей империей Карла Великого. Вообще Крал Великий удивительный совершенно человек был. И вот он, будучи глубоко верующим, он попросил, чтобы ему трон сложили из плит, которые добыли в претории Понтия Пилата. Ну там когда были раскопки, Иерусалим, вот претория Пилата Понтийского, как раз вот место, где происходил суд над Спасителем. И ему эти мраморные плиты доставили. Трон выглядит, вы знаете, такой ну стул из Икеи, с таким легким апгрейдом, ничего особенного, вообще не похож на трон. Очень аскетичной такой конструкции, ну с учетом того, каким трон может быть, как мы его в своем сознании себе с детства привыкли рисовать вот по картинкам из всяких там волшебных сказок. Ну не суть. Так вот, если приглядеться к этому трону, собранному из плит из претории Понтия Пилата, то там есть странные такие письмена. Я сначала смотрела, смотрела, думаю, что это такое. Мне потом мои мудрые друзья, знаете, такие очень высокообразованные, объяснили. Ты понимаешь, говорят, там же римская солдатня, они же играли, это такие это древние римские крестики-нолики. То есть вот ровно в эти игры они играли, когда судили Христа, когда Его распинали, когда вот это все происходило. Им же было, вот им просто было не до того в этот момент.
В. Емельянов
– Им было скучно.
А. Митрофанова
– Мимо них, параллельно проходила эта история.
В. Емельянов
– Ну для них это работа была, в общем, по большому счету, рутинная.
А. Митрофанова
– На самом деле страшно становится, как, находясь в своей собственной рутине – я сейчас про нас, вот про сегодня говорю, – как находясь мы в своей собственной рутине, можем не заметить вот так вот главного вообще-то. Вот так если проецировать все это на себя. Или тот же самый Понтий Пилат, который, понимая, что идет на компромисс с собственной совестью, вот такой вот слил, просто слил ну просто даже для него честного человека, проповедника. А выясняется, что он убил собственного Бога. Дал убить Того, Кто для него, на самом деле, мог бы быть самым дорогим на свете.
Игумен Пётр Еремеев
– Да. Но жизнь этих людей меняется после смерти Спасителя на Кресте. Когда Узника уже приводят к Понтию Пилату, то мы знаем, что к нему обращает свой голос его супруга, которая пишет ему, что очень много пострадала я во сне ради этого Узника, отпусти и не делай ничего плохого Ему. И первые события вот эти Страстной Пятницы они, в том числе меняют не только жизнь иудеев, но и жизнь римлян. Да, конечно, у Креста происходит совершенно рядовое событие для римлян, для тех, кто участвовал в распятии. Они снимают одежды, они их делят согласно жребию, игре, в которую они играют. Для них это событие чуждого народа в чужой стране, это проходное нечто, как и многие другие события дней, которые были до этого, когда они распинали десятки, десятки людей. Но что происходит, когда Господь умирает. Ведь происходит буквально потрясение земли. Мы знаем, что не только завеса в храме Иерусалима разделяется на две части, что имеет глубокий символ перехода из Ветхого в Новый Завет. Но вместе с тем еще происходит после землетрясения воскресение из мертвых многих иерусалимлян, которые приходят воскресшие, вчера еще умершие и истлевшие, во плоти в город и проповедуют там воскресшего Спасителя. И, конечно, это видят тоже римляне. И судя по тому, что мы знаем сегодня из церковной истории, большинство из них стало христианами и мучениками. И, в том числе хитон Христов, одежда Христова, которая сегодня является величайшей святыней Востока и Запада, это бережно сохранившиеся отношении имеющие к жизни Спасителя одежды, которые эти римские граждане, римские воины сохранили, помня об этом событии и став христианами. Поэтому для многих, не для большинства, конечно, но для многих и иудеев, и римлян события Великой Пятницы, а потом и Воскресение уж тем более, стали моментом переломным. И вот, дай Бог, конечно, каждому из нас, даже если он ощущает себя в суете погруженным, в чем-то далеким от этих глубоких смыслов христианской истории, почувствовав голос совести в себе и, может быть, даже некое событие, которое прикасается к нему и является неким голосом свыше, задуматься, остановиться, попытаться посмотреть на все происходящее в своей жизни со стороны вечности. Потому что все, что имеет сегодня к нам отношение, к чему мы соприкасаемся, это все ведь временные вещи. А все, что мы сегодня знаем, это едва ли уходит собою в вечность. И потому очень важно в эти дни Великой Пятницы, Великой Субботы осознать ради чего мы живем, и что имеет по-настоящему смысл в нашей жизни.
А. Митрофанова
– Напомню, дорогие друзья, что в гостях сегодня в программе «Светлый вечер» игумен Петр Еремеев, наместник Высоко-Петровского мужского монастыря в Москве, ректор Российского православного университета. Программу для вас ведут Владимир Емельянов и я, Алла Митрофанова. А мы буквально через минуту продолжим этот разговор.
В. Емельянов
– Мы продолжаем наш «Светлый вечер». Наш собеседник игумен Петр Еремеев наместник Высоко-Петровского мужского монастыря Москвы, ректор Российского православного университета. Ну, в первой части программы мы подробно довольно поговорили о Великой Пятнице. И как Алла, опять же в самом начале программы сказала, что вот уже вечер пятницы, что уже вот завтра суббота, а послезавтра Светлое Воскресение Христово, уже вот это вот предощущение этого праздника, главного праздника христиан, оно уже вот на кончиках пальцев, мы его чувствуем. Поэтому давайте поговорим вот о чем, как готовиться, собственно говоря, к Пасхе и будет Пасхальный фестиваль же, к которому вы имеете непосредственное отношение.
Игумен Пётр Еремеев
– Да, в этом году, как и в прошлом году у стен Высоко-Петровского монастыря, на Петровке и Страстном бульваре пройдут очень интересные культурно-массовые мероприятия, говорю шаблонно...
А. Митрофанова
– Культурно-массовые.
Игумен Пётр Еремеев
– Да, шаблонно, это будет такой, по-моему, очень замечательный, легкий по восприятию Пасхальный фестиваль, Петровский пасхальный фестиваль, где главным моментом будет, ключевым моментом будет конкурс росписи пасхальных яиц. Такие двухметровые модели пасхальных яиц, которые будут расписывать школьники города Москвы.
А. Митрофанова
– Так щедро.
Игумен Пётр Еремеев
– У нас сейчас двадцать таких яиц, поэтому будет двадцать команд.
В. Емельянов
– Они у вас во дворе стоят?
Игумен Пётр Еремеев
– Это чуть больше, чем в прошлом году. Пока сейчас, кто приходят на Петровку в монастырь, видят такие белоснежные двухметровые яйца...
А. Митрофанова
– Даже не страусиные...
Игумен Пётр Еремеев
– Вызывающие восторг, конечно, большей частью, у детей. Вот они в пасхальный день будут вынесены на Страстной бульвар, потому что Петровка пока находится у нас в состоянии ремонта. И на Страстном бульваре займут всю центральную аллею. Двадцать команд будут расписывать, начиная с двенадцати часов эти модели пасхальных яиц, а вместе с тем для тех, кто придет посмотреть, поболеть за эти команды нашей московской детворы, будут организованы, в том числе и концерт колокольного звона, и концерт народных коллективов, будет поставлена большая сцена недалеко от памятника Высоцкому. И здесь же будут работать мастер-классы. Это и мастерская по изготовлению пасхальных подарков, будем плести и корзинки и подставки, будем рисовать вместе пасхальные открытки. Будет мастер-класс по росписи маленьких моделек пасхальных яиц, так называемых писанок. Но будут замечательные еще мастер-классы и вообще по росписи по дереву, планируем поставить там еще кузню, мастер-класс по гончарному искусству. Поэтому те, кто придут в этот день пасхальный с детьми на Страстной бульвар и в Петровский монастырь, смогут там познакомиться вообще с народными промыслами и с досугом, который был у детей прежде, пока еще не было интернета, айфонов и всего остального. Поэтому весь день, начиная с двенадцати до четырех-пяти часов вечера на Страстном бульваре и в Петровском монастыре, наряду с богослужебным прославлением Воскресшего Спасителя, еще и будет соприкосновение к культуре, к традиции нашего народа, как мы встречали Пасху, красили яйца, дарили подарки, писали открытки.
В. Емельянов
– Чокались этими яйцами, да.
А. Митрофанова
– Бились яйцами.
В. Емельянов
– Ну там по-разному называли. А вот эти циклопических размеров яйца, они останутся на какое-то время на Страстном бульваре? Или все закончится, их соберут и увезут?
Игумен Пётр Еремеев
– Мы таким образом задумали этот праздник, чтобы эти замечательные произведения искусства, мы помним, как это было в прошлом году, когда там за три-четыре часа на этих белоснежных огромных яйцах появились невероятные изображения, которые ребята наносили командно...
А. Митрофанова
– А какие сюжеты-то, кстати, они выбирали?
Игумен Пётр Еремеев
– Мы всегда говорим так, что главное это Воскресение Христово, преображение жизни, вечность жизни, небо на земле. И вот ребята по-своему изображают либо каких-то райских птицу, либо какая-то, по их мнению, удачная радостная архитектура. И самые разные решения есть там, от кубизма до реализма. Яйца очень интересные, и до символизма. И поэтому я думаю, что эти замечательные уже к тому времени, конечно, завершенные работы они украсят и сделают интересным посещение парка Мосгордумы. Она располагается возле Петровского монастыря, бывшая Екатерининская больница, бывший в XIX веке Английский клуб, там сегодня располагается Московская городская дума. У них есть замечательный большой благоустроенный парк. И по окончании конкурсной программы фестиваля, к вечеру воскресения, Пасхи Христовой, мы перенесем эти яйца на территорию парковой зоны Мосгордумы. Там они будут располагаться некоторое время, там будут экскурсии организовываться для москвичей. И потом мы перенесем эти яйца, как делали в прошлом году, на территорию монастыря. Они украсят территорию монастыря, и все приходящие на экскурсию к нам, особенно детишки, будут по этим яйцам читать буквально о смысле Пасхи. Потому что дети, нарисовав те или иные изображения, вкладывали смыслы. И вот возле каждого яйца экскурсовод останавливается и рассказывает, пересказывает, какие идеи заложены в этом изображении.
А. Митрофанова
– Отец Петр, очень интересно вы рассказываете. И я надеюсь, что у вас там на Страстном бульваре будет в этот воскресный пасхальный день по-настоящему радостно. Мне бы этого очень хотелось. Потому что знаете, иногда бывает, на какие-нибудь придешь концерты православные, они вроде бы все такие православные-православные, но тоска зеленая и так это жаль. Вы знаете, смотришь и думаешь, ну почему же люди, если радость самое главная в жизни наступила Воскресение Христово, ну как же можно так уныло петь, ну как же можно с такими лицами ходить, ну что же это такое. Ну вот, вы знаете, вообще вот как будто мы разучились радоваться что ли. Я надеюсь, что у вас все будет по-другому, что у вас там...
Игумен Пётр Еремеев
– Ну, смею надеяться.
А. Митрофанова
– Вот прям веселье такое и всем там будет хорошо, и все смогут почувствовать вот этот невероятный такой дух пасхальный.
В. Емельянов
– Аллочка уже стосковалась просто за пасхальные недели и хочется ей такого отжига, как сейчас принято говорить.
А. Митрофанова
– Да хочется просто музыки какой-то живой...
В. Емельянов
– Москвичи, наверняка, интересуется: а угощение-то планируется какое-нибудь?
Игумен Пётр Еремеев
– Учитывая, что Страстной бульвар сегодня занимает важное место вообще в бульварном кольце, и вы знаете, если гуляете по Москве, что бульвар сегодня буквально ожил. на бульваре сегодня очень много разных событий происходит. В том числе и на Страстном бульваре мы будем делать лавки, где будут различные вкусные съедобные сувениры, от пряников до куличиков, до пасок, тех же пасхальных яиц. Чай, кофе, соки, воды и все остальное, все там будет, конечно же. Но хочу с вами поделиться впечатлениями прошлого года. Когда мы в виде эксперимента предложили Департаменту культуры города Москвы в пасхальный день сделать такой уличный праздник на всю улицу Петровка, мы сами не ожидали с коллегами из Департамента, что праздник получится вот таким, по-настоящему человеческим, живым, народным. И все, кто приходили на танцевать, петь из коллективов народных, детишки, которые, разных возрастов, расписывали двухметровые яйца, даже мастеровые, которые проводили мастер-классы, они все, перемешавшись, стали на эти пять-шесть часов одной красивой пасхальной народной семьей. И когда мы ходили весь день по бульвару и по улице Петровке, то буквально купались в этом море радости человеческой. И я убежден, что на Страстном бульваре на Пасху будет, учитывая, что уже будет больше и команд, будет больше пасхальных яиц, которые сами по себе вызывают улыбку и симпатию в таком размере...
А. Митрофанова
– А иногда недоумение, что это, космические птицы.
Игумен Пётр Еремеев
– Да, будет весело, радостно и тепло.
В. Емельянов
– Я не могу не спросить, просто в силу профессиональных обязанностей своих, вот мы знаем о недавних, да, событиях трагических в Ленинграде, прошу прощения, в Санкт-Петербурге. А как будет обеспечена безопасность, потому что наверняка многие придут с детьми, это важно.
Игумен Пётр Еремеев
– В этом году вообще при входе на территорию монастырей и приходов города Москвы будут усилены меры безопасности. В том числе и в отношении нашего Петровского пасхального фестиваля, за оградой монастыря на Страстном бульваре таким же образом сегодня уже продумано Департаментом безопасности меры по обеспечению безопасности всех, кто будет на этом празднике и его участников. Поэтому я очень надеюсь, что эти меры дополнительной безопасности не усложнят, а упростят всем нам жизнь, сделают спокойным проведение этого праздника.
В. Емельянов
– Ну я надеюсь, что наши слушатели, которые придут на этот праздник, с пониманием отнесутся, что, может быть, придется какое-то время провести перед этими рамками...
Игумен Пётр Еремеев
– На Пасху будет выбран, судя по тому, что я уже знаю и слышал, баланс, позволяющий, с одной стороны, обеспечить безопасность всем участником пасхальных торжеств, празднеств, богослужений, с другой стороны, дать возможность посетить любимые места – монастыри, скверы, площади, где будут пасхальные праздники проходить и храмы.
А. Митрофанова
– Главное, чтобы все это еще эффективно было, вот это прямо это самое главное. Ну отец Петр, знаете, а мне бы, если вы не возражаете, хотелось сейчас из воскресения, о котором мы уже заговорили, вернуться в субботу, в завтрашний день, то что завтра предстоит. Вы сказали о том, что будет служба, литургия утром. И там ведь будут читаться удивительные фрагменты из всего Священного Писания. Такие они не самые простые, поэтому я знаю, что многие люди приходят прямо тексты открывают, потому что есть же сейчас прямо последование службы, да, и можно открыть книжечки или где-то в телефоне найти все эти фрагменты и прямо следить глазами затем, что читается в храме. И именно тогда, в субботнюю эту литургию будет читаться Евангелие о воскресении. Потому что в пасхальную ночь там будет уже другое, там будет «В начале было Слово и Слово было у Бога, Слово было Бог». А если хочется пережить именно вот как первый глоток такой сделать этой пасхальной радости, это значит лучше в субботу долго не залеживаться в кровати, а пожертвовать несколькими часами сна и оказаться в этот момент в храме.
Игумен Пётр Еремеев
– Вот ткань переживаний, ткань эмоций субботнего дня, предпасхального дня, она вот такая очень пестрая. В ней есть и сострадание Спасителю, и скорбь о своем греховном бытии, которое ты ощущаешь неизбежно, находясь перед телом Господа, в центре храма которое полагается на Плащанице. А с другой стороны, невероятная радость от того, что ты уже чувствуешь праздник Пасхи и понимаешь, что страдание Господа увенчалось его Воскресением, а значит, и наше участие в Его смерти через крещение в Его имя тоже увенчается нашим личным воскресением, если будем последователями Господа по вере и по делам своим. Поэтому день очень особенный тем, что мы вмещаем в наше сердце, в нашу душу. С одной стороны, скорбь о Господе, ведь тело Его еще перед нами, и крест, который стоит во многих храмах, с которого снимается изображение распятого Господа, он пуст он празден, о чем это говорит, о том, что тело находится пока еще для нас в могиле, хотя духом Своим Господь сошел уже во ад, мы это знаем из Священного Писания. А с другой стороны, завтра и сегодня уже ночью будет Пасха, мы знаем об этом. Поэтому день очень интересный. Тут очень важно не уйти в гастрономию, не уйти в освящение пасхальных снедей и в их пробы и так дальше. А пережить вместе со всем церковным опытом каждое мгновение этого дня, не упустить это.
А. Митрофанова
– Отец Петр, а с другой стороны, пасхальные снеди, ну это же так вкусно.
Игумен Пётр Еремеев
– Конечно, особенно после пасхальной ночной литургии. Вот рекомендую всем, особенно тем, кто не имел сил и возможности поститься в этом Великом посту и тем более на Страстной седмице, есть люди, которые ограничены в возможностях сегодня, воздержаться хотя бы в том, чтобы освятив в храме пасхальные яйца, куличи и Пасхи, попоститься немножко до пасхальной литургии и подождать. И вместе со всей Церковью и с Господом встречать праздник Пасхи в ночь. Поверьте, и яйца будут вкуснее, и куличи слаще. Давайте сделаем небольшое усилие над собой и совершим хотя бы один день такой маленький пост в своей жизни.
В. Емельянов
– Но вообще, наверное, ну то есть вот я сам лично не готовлю никакую пасхальную снедь, ну я могу там, конечно, луковой шелуху покрасить яйца и я это очень люблю, и мне бы это больше нравится, чем заворачиваться на кисточки, на краски пищевые, и сидеть и потом я ничего не рисую, кроме машинок. Вот машинки у меня лучше всего получаются, но на пасхальных яйцах рисовать машинки всякие и автобусы как-то смешно.
А. Митрофанова
– А ты приходи на Страстной бульвар к отцу Петру ,и тебе дадут там фрагмент двухметрового яйца.
Игумен Пётр Еремеев
– Вы нарисуете просто мигалку.
А. Митрофанова
– Летающий автобус.
В. Емельянов
– Сейчас это модно, да. Я просто к тому вот, в продолжение к Аллиному комментарию по поводу того, что это все вкусно. Ну да, ведь это вот в четверг все уже заканчивают готовить, но это же, правда, какие соблазны вот взять ломоть хлеба, пасху эту намазать себе, чаю попить вечером.
Игумен Пётр Еремеев
– Ну пост это упражнение. Как у любого и всех, кто занимается спортом есть последовательные упражнения для наращивания спортивных физических возможностей, также и в духовном плане упражнения от раз к разу делают тебе крепче и сильнее.
В. Емельянов
– Вот не удержался человек, вот так вот произошло, вот ну все, сварил он на пасху, взял ломоть хлеба поздно вечером, налил себе чаю, намазал эту пасху и съел. Все что ли, вот он просто предал этот пост?
Игумен Пётр Еремеев
– Ну мы сейчас говорим с вами вообще. А когда человек приходит каяться или спрашивает о своем том или ином поступке, говорим в частности, поэтому сейчас бы не обобщал. Скажем буквально следующее, что вообще пасхальная ночь, особенно литургическая пасхальная ночь, кто приходит на богослужение, она тем-то и особенна что мы там очень красиво, словами Иоанна Златоуста это выражено и духом Церкви, приглашаем всех, и постившихся, и не постившихся, и сопереживавших Господу и людей бесчувственных до этого момента, а тут уверовавших прийти и насладиться этой радостной трапезой Господней. Потому что Пасха это день прощения всех.
В. Емельянов
– Пасха для всех.
Игумен Пётр Еремеев
– Главное, чтобы человек испытывал внутреннее, во-первых, желание прощения Господа своих грехов и испытывал внутреннюю потребность в прощении. Тогда лишь он будет понимать, Кто есть Спаситель в его жизни. А тот, кто не испытывает потребности в спасении, тот и Спасителя не ощущает.
А. Митрофанова
– Игумен Петр Еремеев, наместник Высоко-Петровского мужского монастыря в Москве, ректор Российского православного университета сегодня в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». Мы говорим о событиях Великой Пятницы, Великой Субботы и приближающейся уже пасхальной ночи, этой литургии, потрясающей совершенно службы. Отец Петр, вы знаете, то, что вы сейчас говорите, я вспоминаю про Иоанна Златоустого, у которого сказано в его слове, приходите все вообще, вот ну пасхальная ночь, приходите все – постились, не постились, там я не знаю, в первый час или в последний час, в последнюю дверь последнего вагона запрыгнули, все равно, приходите. Потому что радость для всех, вот он телец упитанный, как там, по-моему, да, сказано, его хватит на всех, всех ждут. Для меня эта история, она такая, знаете, очень убедительное доказательство того, что вообще вот Господь, христианство, оно не про справедливость, оно про милосердие и про любовь. Потому что если по справедливости, ну кто там, значит, вот кто там сколько отпостился, тому столько отвесим счастья. А кто, значит, куда-то мимо, да, все эти сорок с лишним дней, куда-то совершенно мимо смотрел...
В. Емельянов
– В ад.
А. Митрофанова
– Вот, точно, грешники, будете... Вот ничего подобного. Ведь эта история, она вообще про другое. Про то, что вот если даже хоть чуть-чуть человек в эту сторону посмотрит, ему будет там интересно, любопытно или сердце ему подскажет, что надо туда посмотреть. Уже ему там будут так рады, и он уже никогда не останется в стороне, он будет вместе со всеми за этим ну, условно говоря, праздничным столом.
Игумен Пётр Еремеев
– Да, ведь еще и потому это так буквально в богослужении Пасхи, что каждый приходящий на крестный ход, на пасхальную литургию, ощущает, что соединяется в этот день небо и земля, что вообще меняется состояние человека, его ощущения. Особенное богослужение, особенные моменты, главное, чтобы человек был готов к восприятию этой радости. Ведь здесь дело даже не в том, прощает Бог человека или не прощает, любит Он его или не любит, конечно, Бог прощает и любит каждого из нас. Вопрос в самом человеке: а это прощение, оно достигает, его, а любовь эта проникает ли в его сердце. И тут уже зависит от нас, конечно, что мы, на что мы претендуем, на что мы рассчитываем. Ведь как сказано в Священном Писании, Царствие Божие силою берется. Ведь Господь обращается к каждому из нас, простирает руку каждому из нас, ты должен сделать усилие, ты должен пойти навстречу Господу, хотя и Он стоит возле тебя и ожидает твоего обращения. Поэтому да, конечно, в пасхальную ночь каждый приходящий к Богу желанен и радостен. И каждый из приходящих, его присутствие в храме не характеризует его готовность через длительность поста, который он провел перед Пасхой, а его открытое сердце, его готовность прийти к Господу. Вот это есть характеристика в эту ночь. Поэтому и есть послабления, в том числе и в мере подготовки, исполнения специального правила молитвенного к причащению. В эту ночь священник на исповеди уже взирает не на последование исповеди, а на сердце человека, а готов ли он, принятие причастия в эту ночь не будет ли для этого человека хуже, нежели чем воздержание. Ведь многие приходят в пасхальную ночь едва ли готовые к приятию Тела и Крови Господа. Бывает, что люди выпивают в эту ночь, приходят погулять, присоединиться к красивому крестному ходу, как дань традиции. И вопрос в том, а насколько причащение Тела и Крови Господа будет на пользу этому человеку. Это уже другая тема нашего разговора, наверное, более глубокого, но нужно об этом, конечно, сказать. Вопрос готовности, подготовленности к причащению рассматривается в пасхальную ночь и в пасхальные дни первой седмицы Великого поста индивидуально духовником и приходящим в церковь христианином. Но очевидно, что следует из традиции Церкви, в пасхальную ночь и в пасхальные дни первой пасхальной седмицы мы не совершаем ни поста никакого, и подготовка к причащению, она уже другая, нет длинного последования, которое мы свершаем обычно ко причащению. И роль духовника здесь помочь, подсказать человеку, выбрать нужный ритм подготовки к причащению, чтобы это не было нечто проходящее, как ты позавтракал, кофе выпил и причастился, прости Господи, а чтобы ты подготовился. И переживая Воскресение Господа, не ощутил ненужного бремени перед причащением долгой подготовки. Как, допустим, мы не совершаем земных поклонов в Пасху и после Пасхи, не потому что кланяться нельзя, а потому что Церковь показывает нам, что в эти дни особенной радости Господь снимает с нас все беремена, всю тяжесть, и это дисциплинарной мерой – отсутствием поклонов, длительных правил молитвенных облегчает нам уже такое умное восприятие этого праздника. Мы уже по-другому его ощущаем. Поклонов нет там, правило полегче, и поста пред причащением тоже нет. Это не то что там такая радостная движуха, это не то что там вот теперь можно все, но это облегчение, как ребенку накануне его дня рождения, правильно. Когда ты говоришь, ну не готовься к занятиям сегодня, давай отдохнем, сегодня не пойдешь в школу. Это некоторая мера педагогичного приема что ли, это Церковь делает для того, чтобы...
В. Емельянов
– Отпускает вожжи.
Игумен Пётр Еремеев
– Пережил, пережил эти дни совершенно по-особенному. Но вместе с тем еще, будучи в некотором смысле освобожден от каких-то строгих правил в эти дни, уже владел сам собой, исходя из своего голоса совести, внутреннего духа, который должен чувствовать, что Господь Воскресший тебя воскрешая, делает тебя частью Себя, Своей жизни, в том числе через свободу и правильное ее употребление.
А. Митрофанова
– Отец Петр, мне кажется, что раз уж мы так плотно заговорили о Пасхе, есть смысл, наверное, напомнить, что в течение всей недели – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота – на Светлой неделе, которая следует за Пасхой, тоже будет совершаться служба каждое утро, литургия, которая такая же, как она была в пасхальную ночь.
Игумен Пётр Еремеев
– С крестным ходом, с песнопениями...
А. Митрофанова
– Со всеми вот этими вот делами. И это все очень тоже как-то радостно, и если кто-то не успел там, не смог, или кто-то хочет еще раз это сопережить, пожалуйста. И все это, знаете как, вот тоже какая-то загадочная история, сказано в Священном Писании, что для Бога сто лет как один день, да, и один, не помню...
Игумен Пётр Еремеев
– Тысяча лет.
А. Митрофанова
– Да, простите, тысяча лет как один день. А здесь одна неделя и она тоже как один день, получается. То есть это такой фрагмент вечности что ли, в проекции на линейку времени, в которой мы живем. Не знаю, как это объяснить, но это же, правда, получается, что все эти дни, они все как пасхальное воскресение.
Игумен Пётр Еремеев
– Да это все пространство Пасхи – и богослужение пасхальное, и радость та же живая, не остывающая радость. Поэтому я знаю очень многих людей, кто приходит к нам в монастырь на пасхальной седмице для участия в богослужении, которые отпрашиваются специально с утра, чтобы прийти на пасхальное богослужение с крестным ходом, а потом идут на работу. Их отпускают, и они переживают из года в год всю пасхальную седмицу, участвуя в богослужении.
А. Митрофанова
– Умеют люди устроиться, надо сказать.
Игумен Пётр Еремеев
– Не у всех получается.
А. Митрофанова
– Да, не у всех. Но, наверное, если очень хочется, то может получиться.
В. Емельянов
– Давайте, мы еще раз вернемся к Пасхальному фестивалю, который пройдет в воскресенье в Москве. Напомним просто, во сколько начало, куда приходить, как добраться.
Игумен Пётр Еремеев
– Петровский пасхальный фестиваль будет проведен в этом году недалеко от Петровского монастыря. Но не на Петровке, как в прошлом году, а на Страстном бульваре. Поэтому туда можно пройти и из метро «Чеховская», «Тверская», для кого-то, кому удобно, и «Трубная», и «Пушкинская», прогулявшись. В этот день мы начнем праздничные мероприятия на Страстном бульваре в двенадцать часов. Потому что многие с утра пойдут, в том числе на позднюю литургию из наших организаторов и прихожан, кто участвует в Петровском пасхальном фестивале. И другие, кто был ночью на богослужении, должны немножко отдохнуть, набраться сил.
А. Митрофанова
– О да, поспать когда-то надо.
Игумен Пётр Еремеев
– Поэтому мы собираем всех к двенадцати часам. Участники конкурса росписи пасхальных яиц, скорее всего, будут там пораньше с утра, нужно будет нанести эскизы на эти огромные яйца, это трудная работа, непростая, на самом деле. И поэтому в двенадцать часов мы даем старт, начинаем Петровский пасхальный фестиваль на сцене, которая будет стоять на пересечении Петровки и Петровского бульвара, недалеко от памятника Высоцкому. Жюри, в которое входят деятели культуры, искусства...
Игумен Пётр Еремеев
– А можно назвать фамилии?
Игумен Пётр Еремеев
– У нас традиционно уже, традиционно, потому что второй год подряд, возглавляет жюри глава Мосгордумы, Шапошников. Вместе с ним также входят в жюри наместник Петровского монастыря, глава Роснобрнадзора, директор Суриковки, глава Департамента культуры Москвы, Алексадр Кибовский. Вот мы вместе все, а также родители, которые ходят всегда и помогают нам выбирать, определять лучшие, качественные работы, в течение всего дня ходим, смотрим, как работают ребята. Мы разговариваем с ними, с их учителями о том, а что изображено, а почему изображено. И поэтому критерий оценки лучших пасхальных яиц не только изображения, но и процесс, производство самих этих работ, осмысление ребятами, что они изображают в данный момент, умение рассказать нам и другим гостям этого праздника. Вместе с тем, покуда ребята будут расписывать эти двухметровые модели пасхальных яиц, на сцене и на прилегающей территории к сцене танцевальные народные коллективы, хоровые народные коллективы будут зажигательно, в режиме красивых уличных праздников, скажем так, работать с посетителями нашего фестиваля. Это не будет просто концерт на сцене, это будет выход в народ, это будут совместные хороводы, игры, затеи, забавы. А те, кому нравится праздник, ну наверное, поспокойнее, нежели чем громкие песни и также концерт колокольного звона, который будет здесь же возле сцены, они, прогулявшись по бульвару, найдут себя, в том числе и в мастер-классах. Потому что на протяжении всего бульвара, от его начала до конца Страстного бульвара будет расположены небольшие остановки с мастер-классами. Это и вышивание, и лепка, и рисование, там будут рисовать открытки пасхальные. Это и гончарный круг, это и кузня, которая...
В. Емельянов
– Кузня это очень спокойно, а главное, что тихо, что характерно.
А. Митрофанова
– А ты попробуй, Володь, ты поезжай, попробуй.
В. Емельянов
– А я ездил и пробовал, но не на Петровский фестиваль.
Игумен Пётр Еремеев
– Я ковал прошлый раз несколько вещей, это было очень интересно.
А. Митрофанова
– Вы ковали?
Игумен Пётр Еремеев
– В том числе, да.
А. Митрофанова
– Ого! А что вы выковали?
Игумен Пётр Еремеев
– Не знаю, что в итоге получилось. Мы ковали небольшую пластинку минут пять, и из толстого куска металл превратилось в тонкую замечательную полоску, это было удивительно наблюдать. Но обычно, как ни странно, не дети окружают кузню, хотя поначалу мы рассчитывали на детей. Постепенно родители вытесняют своих детей и начинают заниматься ковкой, и дети просят: мама, папа, дай я покую...
А. Митрофанова
– А это как боксерская груша, видимо, также работает, когда человеку нужно куда-то энергию деть, потому что у него внутри столько уже всего.
В. Емельянов
– Хорошо, жарко только очень.
Игумен Пётр Еремеев
– Ну, посмотрим, пока еще не улице некоторая прохлада.
В. Емельянов
– Жарко в самой кузне.
А. Митрофанова
– Володь, а ты поезжай яйца расписывать, ты же обещал там мигалку-то нарисовать.
В. Емельянов
– Не, я не обещал, слово «обещание» не было произнесено.
Игумен Пётр Еремеев
– И в том числе те, кто не смогут попасть в команды по росписи больших моделей яиц двухметровых, смогут расписывать маленькие яйца, так называемые писанки. Но это не всё. Те, кто пройдут, посмотрят, насладятся, всем этим торжеством веры и праздником на Страстном бульваре и пожелают потом познакомиться с историей нашего района, нашей части Белого города и монастыря, смогут пройти с экскурсией. Наша служба паломническая, недалеко от сцены будет стоять большой постер, будет собирать группы и с ними вместе проходиться по территории монастыря и окружающим улицам Высоко-Петровского монастыря. Мы вместе с Департаментом культурного наследия, известный проект «Выход в город», Архнадзором, вместе делаем такую большую программу, приглашаем экскурсоводов. У нас много друзей, десятки экскурсоводов Москвы приходят, помогают нам, очень радушно встречают каждого приходящего познакомиться с историей монастыря и нашей части Белого города. И будет небольшой еще квест, такая занимательная игра для детей, сейчас мы готовим интересную программу. Поэтому день этот будет насыщен событиями и на прилегающей территории к монастырю и территории самого монастыря.
В. Емельянов
– Приходите, уважаемые слушатели. Напомню, что это воскресенье, полдень, Страстной бульвар в Москве. Если есть желание, то приходите вместе с детьми, я думаю, что получите массу удовольствия. Напомним, что нашим сегодняшнем собеседником был игумен Петр Еремеев, наместник Высоко-Петровского мужского монастыря города Москвы, ректор Российского православного университета. Вы слушали программу «Светлый вечер» радио «Вера», ее подготовили и провели Владимир Емельянов и Алла Митрофанова.
А. Митрофанова
– До свидания.
Игумен Пётр Еремеев
– Всего доброго.