«Подайте копеечку!» — слышалось на астраханской пристани со всех сторон. Столь привычное для любого портового города обилие нищих и бродяг в конце девятнадцатого века превратилось в настоящее бедствие для Астрахани. В это время одним из основных источников заработка жителей Нижнего Поволжья был рыбный промысел, а Астрахань называли не иначе как «золотым дном» — за большие объёмы рыбного улова. Во время путины — сезона интенсивного лова рыбы — тысячи бедняков из сельской местности направлялись на поиски заработка в город-порт, откуда отправлялись рыболовецкие суда. Если одному из искателей не везло с работой или он заболевал, чаще всего бедолага пополнял астраханскую нищенскую братию: у него даже не было денег на возвращение домой. Живое чувство милосердия и сострадания к обездоленным заставляло астраханских купцов, в частности, Носковых, помогать таким нищим. Немало бедняков вытащили добросердечные купцы Носковы из лап нищеты и голода: накормили, помогли достойно одеться, обуться и добраться до родной деревни. Василий Носков учил своих сыновей — Степана, Алексея и Ивана — использовать заработанные капиталы на благо ближних.
После смерти отца сыновья учредили торговый дом под названием «Наследники Василия Семеновича Носкова». Купцы Носковы никогда не забывали отцовских наставлений: много жертвовали на астраханские детские приюты, храмы, богадельни и монастыри. Особым милосердием отличался старший сын Носкова — Степан. Земляки называли его не иначе как храмостроителем: он участвовал в строительстве практических всех астраханских церквей. Благодаря его пожертвованиям появилась настоящая «жемчужина Поволжья» — храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Также Носков внёс вклад в возведение астраханского кафедрального собора во имя святого равноапостольного князя Владимира. Участвовать в освящении великолепного Владимирского храма в византийском стиле Степан Васильевич пригласил священника, известного всей России — праведного Иоанна Кронштадтского.
Немало церквей появилось благодаря Носкову и в сельской местности. В тысяча восемьсот девяносто девятом году с помощью Носкова возвели церковь Рождества Богородицы в селе Никольском — самый большой храм нижнего Поволжья. Через три года в Архиерейском посёлке (на территории современного Трусовского район Астрахани) благодаря Носкову был заложен храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Не забывал Степан Васильевич и о родине предков: по просьбе матери взял на себя заботу о строительстве церкви святых Апостолов Петра и Павла в селе Самосделка, откуда она была родом.
Много трудов и средств вложил Степан Васильевич в женский Благовещенский монастырь. Эта старинная обитель известна с начала семнадцатого века. В тысяча восемьсот девяносто четвёртом году в монастыре случился страшный пожар, уничтоживший большинство деревянных строений, а также каменный флигель настоятельницы монастыря. С помощью Степана Васильевича сгоревшие постройки были восстановлены, также была выстроена каменная церковно-приходская школа, два жилых корпуса для сестёр. За счёт Носкова возвели трёхъярусную белокаменную колокольню и часовню святителя Николая. Также на средства Степана Васильевича была отремонтирована и заново расписана монастырская старинная Иоанно-Богословская церковь.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.