Я отказался от дороги
В весёлую беседку муз.
В единстве Чаши,
В Личном Боге
Я вижу Тройческий Союз.
Как сладостно преодоленье
Сил злой судьбы по мере там,
Где эти трудные ступени
Возводят падшего во храм…
Эти чеканно-торжественные строки сложил человек и поэт, жизнь которого вполне могла бы стать сюжетом для романа – в духе английского Джозефа Конрада или русского Александра Грина. Кстати, автор стихотворения, насколько я знаю, относится к обоим писателям с особым почтением.
Поэт и переводчик Станислав Красовицкий, он же священник Русской Православной Церкви заграницей, – остаётся легендарной фигурой для русской неподцензурной поэзии середины прошлого века.
От большей части стихов, которые принесли ему славу среди не публиковавшихся, как и он сам, современников – Станислав Яковлевич давным-давно отказался, посчитав их духовно-вредными. В редких интервью Красовицкий объяснял свою выношенную позицию. Говорил, например, так: «…я перевернул по вертикали все, что у меня было, и они иначе стали звучать, звуки расположились по-другому». Конец цитаты.
Признаюсь вам, что я не сумел бы сходу взять и растолковать, почему не считаю его нынешнюю поэзию дидактикой или риторикой, как думают некоторые. Не потому ли что верю автору? Просто – верю. И, кажется, слышу его.
Нет мудрости у тех, кто думает, что сам,
Своею волею на что-нибудь способен.
Не только он, увы, не служит Небесам,
Но даже на земле совсем не воин.
Нет мудрости у тех, кто, сидя у костра,
Бросает в круг его то палки или строчки –
Мудрец, скорей сложи их знаменем Креста
И жди, когда огонь зажжется в этой Точке.
Станислав Красовицкий, из книги 2006-го года «Стихи».
…Мне доводилось встречаться с этим колоритным, немножко «сказочным» человеком в начале 2000-х годов, записывать голос Красовицкого для архива авторского чтения. В памяти – его обаятельный облик – за стеклом отъезжающего вагона метро: солдатские сапоги, крестьянского вида куртка, руки, сжимающие сумку с рукописями. Говорю это сейчас и вспоминаю, что Красовицкий родился в 1935 году, что он отец большого семейства…
Кстати, весной 2015-го года, его сын Михаил выложил на Ютубе получасовое видео, где Станислав Яковлевич незабываемо читает свои стихи, рассказывает о себе и своих отношениях с временем и поэзией. Посмотрите при случае.
На прощание – ещё два крохотных стихотворения Станислава Красовицкого.
Сначала – «зимнее»:
Снежинок вижу я парад.
Они мне что-то говорят.
Но я понять их не могу.
Не обучался я снегу.
И – такое:
На свете все пути коротки
И каждый день подвержен тли.
Святые вытащили лодки
И вслед за Господом пошли.
Станислав Красовицкий, из книги 2006-го года «Стихи».
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия