Если стоять спиной к Соборной площади Соликамска, то налево, на улице Всеобуча, расположен Крестовоздвиженский храм. Он является парным храмом Троицкого собора и рассчитан был на зимнее богослужение.
В конце XVII века, когда Соль Камская, играя ведущую роль в жизни Урала, достигла зенита своего развития, в ней развернулось большое каменное строительство. Пережив в течение двух с лишним веков несметное количество пожаров, жители города решили почти полностью отказаться от деревянных построек. В первую очередь, естественно, из камня и кирпича стали делать храмы.
Крестовоздвиженский собор возводили одиннадцать лет исключительно на средства соликамцев и освятили 25 июля 1709 года при стечении всех горожан. Престолы храма были освящены во имя Воздвижения Креста Господня, святителя Стефана, епископа Великопермского, и иконы Божией Матери «Знамение». Собор огромный - 60 на 26 метров. Поставлен он в низине, на самом берегу реки Усолки. Зодчие учли непрочность грунта и уложили фундамент на продольные лежни забитых в землю свай. Храм расположен на подклете, в котором был устроен винный подвал и «палатки для складки купеческих товаров». Выходы из них были прямо на Усолку, для удобства разгрузки судов, которыми эти товары доставлялись.
Собор одноэтажный и одноглавый. Декоративное оформление стен выполнено из лекального и фигурного кирпича и по свидетельствам специалистов, многие детали не имеют аналогов в древнерусском зодчестве.
Внутри собор был украшен стенной живописью с традиционными сюжетами – Рождество, Сретение, Богоявление, Тайная вечеря.
Иконостасов было три – по количеству приделов. Наиболее чтимые иконы переносили из зимнего собора в летний одновре́менно с переносом службы. На иконах этих были старинные венцы, предположительно греческой и венецианской работы, с камнями и финифтью. Один из них – с крупными жемчугами.
Отмечается, что Крестовоздвиженский собор был особенно богат, среди прочих соликамских храмов, напрестольными крестами. Была в нем и замечательная деревянная скульптура, часть которой вывезена в Пермь и хранится в художественной галерее. Всё остальное безвозвратно утрачено.
За свою историю Крестовоздвиженский собор много страдал от наводнений, пожаров и ураганов. Но самый страшный урон нанесла советская власть. Закрыли его в конце 20-х годов. В 39-м возник вопрос об аренде храма учреждением системы ГУЛага - «Усольлагом» под амбулаторию и больницу. Планировалось сделать внутреннее перекрытие и пробить окна для второго этажа. Был отправлен запрос в Москву. Но музейно-краеведческий отдел Наркомпроса не разрешил нарушений стен. Тогда Соликамский горисполком зашел с другой стороны. Здание собора выбрали для размещения пивзавода. 16 июня 40-го года проект был одобрен. Пивзавод располагался в соборе довольно долгое время – до середины 90-х. От его эксплуатации произошел размыв фундамента, здание получило четко выраженный наклон в сторону Усолки и на фасаде появились трещины.
Напомню, что Крестовоздвиженский храм Соликамска находится на улице Всеобуч, что означает «всеобщее обучение». Вот так и обучали относиться к истории своей страны и к вере своих отцов.
Но, всё хорошо, что хорошо кончается. В наше время началось восстановление храма. Укрепили фундамент, восстановили кровлю трапезной и главы храма. Есть надежда на дальнейшую реставрацию. Храм пока не действует, но работы продолжаются, а вместе с ними и православная жизнь.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 400
Основные темы беседы:
— Опыт Марии Египетской как путь человека к себе-настоящему: в чём этот путь состоит?
— Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою: как в жизни раскрывается эта заповедь Христа?
— Закон умножения добра: как подопечные благотворительных фондов сами становятся волонтёрами и помогают другим;
— Похвала Пресвятой Богородицы: о чём этот праздник и как он возник?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: какова самая сложная фраза в духовной жизни?
Не унывай, на вопросы отвечай
Пандемия коронавируса 2020 года принесла человечеству немало страданий. Но приметой этого тревожного времени стали не только статистические сводки заражений, но и рассказы о доброте, взаимовыручке и поддержке. Так, французский комический актёр Ноам Картозо во время карантина организовал весёлую викторину для своих пожилых соседей. Утешительное развлечение ежедневно транслировались в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В дни самоизоляции парижане установили традицию каждый вечер в восемь часов выходить на балконы, чтобы поаплодировать врачам, борющимся с коронавирусом. Не стали исключением и жители маленькой улочки Сен-Бернар, где проживает Наом Картозо. Участвуя в акции солидарности с медиками, актёр заметил, что его пожилые соседи день ото дня становятся всё грустнее. Молодой человек попытался ободрить приунывших — он включал музыку и приглашал всех потанцевать. Инициативу вежливо отклонили.
Комик не отступился от своей идеи поддержать людей. Он объявил конкурс на звание самого сообразительного во дворе, и на этот раз соседи откликнулись. Ноам задавал непростые вопросы, кто отвечал первым — получал баллы. Набравшим наибольшее количество очков доставались призы — туалетная бумага, которая на какое-то время попала в разряд дефицита, и вермишель как символ запасливости. С каждым днём участников викторины становилось всё больше. Форму конкурса пришлось менять по ходу — из индивидуального соревнование стало коллективным. Команды двух домов, стоящих друг напротив друга, увлечённо отвечали на вопросы Ноама Картозо.
Опыт показался соседям настолько увлекательным, что они решили им поделиться. Эрудиты создали блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где ежедневно выкладывали видеозапись своей интеллектуальной игры. Страница моментально собрала десятки тысяч подписчиков. Признаюсь, что я тоже подписалась. Мой французский не позволял в полной мере оценить искромётные шутки и оригинальные ответы участников викторины. Но то, что весёлая затея Ноама Картозо сплотила соседей и помогла прогнать уныние, понятно было и без слов.
Все выпуски программы Живут такие люди
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение