«Здесь не останется камня на камне», – именно такие слова, согласно Евангелию от Матфея, произнёс Христос о судьбе Иерусалимского храма. Это пророчество осуществилось через тридцать с небольшим лет после Крестной смерти Спасителя. Храм был разрушен римлянами до основания. Сохранилась лишь часть опорной стены, поддерживающей огромную земляную насыпь, на которой стояло здание – иудеи называют этот артефакт «Стеной плача». Уцелело ли что-нибудь из богатого убранства священного здания? Долгое время было принято считать, что ровным счетом ничего. Однако, в середине двадцатого века появилась призрачная надежда найти сокровища Иерусалимского храма.
Среди кумранских рукописей – древних документов, обнаруженных в 1947 году в Палестине, в местечке Кумран близ Мертвого моря,один свиток выделялся особо. Текст был написан не на коже и не на папирусе, а на листе меди. За два тысячелетия металл окислился, стал хрупким и грозил рассыпаться при разворачивании. Несколько лет правительство Иордании, на территории которой проходили исследования, препятствовало научному изучению документа. В сентябре 1953 году немецкий профессор Карл Георг Кун, изучив медный свиток в свернутом виде, предположил, что он содержит инвентарную опись сокровищ – возможно, принадлежавших Иерусалимкому храму и спрятанных во время иудейско-римского противостояния в первом веке. А еще спустя два года документ был направлен в Великобританию, в Манчестерский технологический институт, где под руководством члена Международной кумрановедческой группы Джона Марко Аллегро была проведена подробная дешифровка древнего текста.
Комментарий эксперта:
С помощью специально изобретенной установки медный кумранский свиток был разрезан на двенадцать сегментов – это позволило учёным полностью прочитать текст, и убедиться, что речь в нём действительно идет о неких спрятанных сокровищах! Неизвестный автор называл места, где схоронены богатства, но это ничуть не проясняло, где их искать. Перечисленные в медном свитке названия районов и другие топографические ориентиры оставались загадкой для учёных. Ясным было лишь общее количество таинственных сокровищ – оно равнялось шестидесяти пяти тоннам серебра и двадцати пяти тоннам золота!
Сразу же после дешифровки загадочного манускрипта были высказаны первые предположения о его происхождении. Прозвучала версия, что это всего лишь отображение народной легенды о сокровищах Иерусалимского храма. Однако, многие ученые склонялись к мнению, что речь идёт о реальных драгоценностях, которые священники успели вывезти и спрятать до того, как римляне подавили восстание иудеев и разрушили Иерусалим в семидесятом году.
Но было ли в Иерусалимском храме такое количество золота и серебра, как указано в Медном кумранском свитке? Безусловно! Храм в жизни древних евреев был не только культовым зданием. Иудейская система жертвоприношений предполагала регулярные вклады каждого еврея в храмовую казну. Храм фактически был национальным банком. Само сооружение, согласно описанию в Мишне – собрании устных еврейских законов, отличалось роскошью. Священная часть храма – Святая святых, была полностью покрыта золотом. Золотом и серебром были отделаны все ворота и двери. Над ступенями, ведущими внутрь храма, свисала золотая виноградная лоза, усыпанная кистями в человеческий рост – чтобы ее поднять, требовались усилия трехсот человек. Золотой была абсолютно вся утварь храма. То есть, сокровища, описанные в Медном свитке, вполне могли быть частью храмового богатства!
Однако, в 2001 году во время раскопок в Римском Колизее немецкие ученые нашли мраморную плиту, надпись на которой, переведенная профессором Гальдербергского университета Гезой Альфёльди, умерила надежду искателей сокровищ Иерусалимского храма.
Комментарий эксперта:
Массивная мраморная перекладина с заурядным объявлением о проведении ремонтных работ в Колизее скрывала тайну – на ней сохранились шестьдесят семь отверстий от предыдущей надписи. Строчки были реконструированы, и вот что получилось: «Император Тит Цезарь Веспасиан Август приказал создать новый амфитеатр на доходы от продажи трофеев войны». Упомянутый император заслужил звание полководца во время подавления иудейского восстания в шестьдесят шестом – семидесятом годах. А строительство Колизея началось через пять лет после разрушения и разграбления Иерусалима и обошлось римлянам, по недавним подсчётам учёных, в двести миллионов евро в переводе на современные деньги. Вполне вероятно, что в этом денежном потоке утонули и сокровища, упомянутые в Медном кумранском списке.
История израильского народа отражена в Священном писании, как путь возвращения человечества к Богу. В те времена, когда все земные племена отвернулись от Создателя, уклонились в язычество, лишь иудеи хранили единобожие, как связь со Творцом. Центром поклонения Богу на протяжении многих веков был Иерусалимский храм. Построенный царём Соломоном в десятом веке до Рождества Христова, он разрушался оккупантами и восставал из праха, бывал разграблен, и вновь обретал великолепие. Он оставался духовным центром Иерусалима, сердцем и смыслом древнего города – до того момента, когда Богочеловек Иисус Христос вышел на проповедь, а иудеи не признали в Нём Мессию и предали на Распятие. По слову Спасителя, от величественного храма не осталось камня на камне, и сокровища, накопленные столетиями, развеялись прахом по ветру времён.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 400
Основные темы беседы:
— Опыт Марии Египетской как путь человека к себе-настоящему: в чём этот путь состоит?
— Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою: как в жизни раскрывается эта заповедь Христа?
— Закон умножения добра: как подопечные благотворительных фондов сами становятся волонтёрами и помогают другим;
— Похвала Пресвятой Богородицы: о чём этот праздник и как он возник?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: какова самая сложная фраза в духовной жизни?
Не унывай, на вопросы отвечай
Пандемия коронавируса 2020 года принесла человечеству немало страданий. Но приметой этого тревожного времени стали не только статистические сводки заражений, но и рассказы о доброте, взаимовыручке и поддержке. Так, французский комический актёр Ноам Картозо во время карантина организовал весёлую викторину для своих пожилых соседей. Утешительное развлечение ежедневно транслировались в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В дни самоизоляции парижане установили традицию каждый вечер в восемь часов выходить на балконы, чтобы поаплодировать врачам, борющимся с коронавирусом. Не стали исключением и жители маленькой улочки Сен-Бернар, где проживает Наом Картозо. Участвуя в акции солидарности с медиками, актёр заметил, что его пожилые соседи день ото дня становятся всё грустнее. Молодой человек попытался ободрить приунывших — он включал музыку и приглашал всех потанцевать. Инициативу вежливо отклонили.
Комик не отступился от своей идеи поддержать людей. Он объявил конкурс на звание самого сообразительного во дворе, и на этот раз соседи откликнулись. Ноам задавал непростые вопросы, кто отвечал первым — получал баллы. Набравшим наибольшее количество очков доставались призы — туалетная бумага, которая на какое-то время попала в разряд дефицита, и вермишель как символ запасливости. С каждым днём участников викторины становилось всё больше. Форму конкурса пришлось менять по ходу — из индивидуального соревнование стало коллективным. Команды двух домов, стоящих друг напротив друга, увлечённо отвечали на вопросы Ноама Картозо.
Опыт показался соседям настолько увлекательным, что они решили им поделиться. Эрудиты создали блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где ежедневно выкладывали видеозапись своей интеллектуальной игры. Страница моментально собрала десятки тысяч подписчиков. Признаюсь, что я тоже подписалась. Мой французский не позволял в полной мере оценить искромётные шутки и оригинальные ответы участников викторины. Но то, что весёлая затея Ноама Картозо сплотила соседей и помогла прогнать уныние, понятно было и без слов.
Все выпуски программы Живут такие люди
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение