Мёртвое море – одно из самых удивительных мест на земле… На самом деле - это озеро в Иудейской пустыне на юге Израиля. Его берега лишены какой бы то ни было растительности и живности. Но именно здесь согласно библейскому тексту находились пять процветающих городов, разрушенных Богом дотла из-за крайней греховности местных жителей. Самым крупным и известным из них был Содом.
История о существовании богатых городов в безжизненной пустыне, вызывала скептические ухмылки. Даже некоторые христианские ученые были убеждены, что повествование о Содоме носит символический характер.
Вызов общественному мнению в 30-х годах 19-го века бросил археолог Уильям Олбрайт:
«Археологическая экспедиция, работавшая у южного берега Мертвого моря на раскопках холма, который арабы называют Баб-эд-Дра обнаружила остатки древнего святилища эпохи ранней бронзы. Здесь же обнаружены следы древней дороги, связывавшей Месопотамию и Мертвое море. Эта дорога упоминается в текстах глиняных табличек из раскопок в районе реки Евфрат».
Имеет ли его находка какое-то отношение к библейскому Содому или нет, Олбрайт, будучи честным учёным, однозначно сказать не мог. Вторая мировая война надолго приостановила исследования в этом районе. Лишь в 1960 году до южных берегов Мёртвого моря добралась экспедиция под руководством Пола Лаппа. После трёх лет утомительных раскопок под палящим солнцем археологи обнаружили древнее кладбище, состоящее из 20 000 могил, каждая из которых, разветвлялась на пять камер, служивших для захоронения нескольких усопших. Всего на том кладбище было погребено... 500 000 человек! А это значит, что где-то поблизости располагался большой даже по современным понятиям город или агломерация с высокоразвитой культурой. Это подтверждали и найденные в округе несколько миллионов глиняных черепков, представлявших собой остатки древней посуды, а также обрывки кожаных сандалий и статуэтки божков.
Обнаруженные в разбитых горшках фрагменты разнообразной пищи свидетельствовали о том, что местные жители питались плодами земли. Получалось, что в этих пустынных местах некогда процветало земледелие, а значит – были благоприятные для него природные условия!
Дальнейшее исследование древнего поселения привело к поразительным выводам:
«Примерно 4000 лет назад найденный город погиб в пожаре. Огонь достиг даже кладбища, где остались только обожженные и проломленные стены склепов; городская стена и стена святилища рухнули на склон холма».
Был ли это именно библейский Содом – ученым предстоит доказать. Но сегодня с точностью можно утверждать, что в районе Мёртвого моря и в самом деле существовали процветающие города. А это значит, что библейский рассказ имеет под собой реальную основу!
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение