Тринадцатый век до Рождества Христова. Выйдя из Египта и проблуждав сорок лет по пустыне, израильтяне подошли к земле, которую Бог обещал дать им во владение. Предводитель многочисленной еврейской общины Моисей скончался, так и не войдя в землю Израиля. Своим преемником он назначил Иисуса Навина, который и должен был ввести народ во владение землей, занятой многочисленными языческими племенами. Своеобразной границей, отделяющей Обетованную землю, была река Иордан. Книга Иисуса Навина повествует о том, как перебравшись на другой берег, евреи собрались на двух расположенных рядом горах, между которыми находился город Сихем. Здесь они принесли благодарственные жертвоприношения, а Иисус Навин торжественно подтвердил завет между Богом и народом Израиля.
Многих библеистов смущал тот факт, что в тексте нет никакого упоминания о военном захвате Сихема, являвшегося в те времена крупным хананейским городом. Во время раскопок Сихема также не было обнаружено следов его завоеваний. Не нашли археологи и описанной в Книге СУдей «Сихемской башни». А ведь в Священном Писании сказано, что в ней спустя несколько веков прятались во время осады жители города. «Умерли все бывшие в башне Сихемской, около тысячи мужчин и женщин», - читаем мы в Книге Судей. Башня, вместившая тысячу человек – такое крупное сооружение не могло бесследно исчезнуть! В 90-х годах прошлого века американский археолог Лоуренс Стейджер, проводивший раскопки в районе Сихема, доказал, что события, описанные в Книге Иисуса Навина, действительно имели место.
Комментарий эксперта:
Сихем располагался у подножий гор Гевал и Гаризим в центре современного города Наблус на Западном берегу реки Иордан. Положение его было определено еще в византийскую эпоху церковным историком Евсевием Кесарийским. В эпоху Иисуса Навина Сихем безусловно был столичным городом, окруженным мощными крепостными стенами. Наиболее интересной находкой при раскопках стал языческий храм, который напоминает хорошо укрепленную крепость, способную вместить тысячу человек.
Как объяснить существование этого языческого храма во время Иисуса Навина и отсутствие следов его разрушения? Как ни странно, отгадка проста. В военном захвате Сихема не было необходимости. В городе продолжала жить часть племени Иакова, не ушедшая в Египет. Как помним из книги Исход, спасаясь от голода, народ Израиля эмигрировал в долину Нила. Но некоторые иудеи остались жить на территории Сихема. Спустя несколько столетий их потомки с радостью встретили соплеменников, вернувшихся из Египта. И остальные жители к ним присоединились. Этот факт подтверждает и книга Иисуса Навина. В ней говорится, что израильтяне «стали с той и другой стороны ковчега - как пришельцы, так и природные жители». Получается, что город, добровольно перешел под власть Иисуса Навина. Но где искать Сихемскую башню?
Комментарий эксперта:
Храм скорее всего потерял для жителей Сихема религиозное значение. С Библии описывается, как Иисус Навин спрашивает евреев, собравшихся на двух горах, будут ли они служить чужим богам. И все твердо отвечают, что будут служить одному Господу. Можно предположить, что языческий храм был заброшен и в дальнейшем стал упоминаться не как культовое строение, а как башня. Это вполне объяснимо, потому что рядом с главным входом в храм располагались две величественные башни. Вероятно, в них и прятались жители города в уже более поздние времена, описанные в книге Судей?
Гипотеза американского археолога Лоуренса Стейджера была с большим энтузиазмом встречена научным сообществом. Воссоздать в подробностях события, происходившие три тысячи лет назад, крайне сложно. Но в данном случае на помощь историкам пришла Библия. Результаты археологических исследований, сопоставленные с текстом Священного Писания, пролили свет на один из эпизодов древней истории, а библейские строки зазвучали еще более выразительно.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.