«Щедрый вторник и Неделя признаний». Светлый вечер с Марией Черток - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Щедрый вторник и Неделя признаний». Светлый вечер с Марией Черток

* Поделиться
Мария Черток

Мария Черток.
Фото: ЦРНО

У нас в гостях была директор фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» Мария Черток.

Мы говорили о ежегодной благотворительной акции «Щедрый вторник», о том, как в последние годы в России меняется отношение к благотворительности, как развиваются различные благотворительные проекты, и в чем смысл организуемой фондом «КАФ» «Недели признаний».

Ведущая: Елизавета Волчегорская


Л. Горская 

– Здравствуйте, дорогие радиослушатели, в эфире радио «Вера», программа «Светлый вечер», здесь в студии Лиза Горская. И сегодня у нас в гостях Мария Черток, директор Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ». 

М. Черток 

– Добрый вечер. 

Л. Горская 

– Здравствуйте. Мы много раз говорили про «Щедрый вторник» в нашем эфире, но вот он снова уже не за горами, буквально через две недели, 27 ноября. 

М. Черток 

– 27 ноября «Щедрый вторник». 

Л. Горская 

– Да, и мы говорим о нем снова, тем более что я думаю, спустя год есть о чем поговорить. Давайте начнем с того, что это – еще раз, да, как это возникло у нас в стране, давно ли это возникло, с чего возникло, кому вообще пришло в голову взять и начать проводить «Щедрый вторник» в России? 

М. Черток 

– «Щедрый вторник» пройдет в этом году в России третий раз. В 2016 году был первый «Щедрый вторник»,  соответственно сейчас уже третий год. Это такой всемирный день благотворительности – день, когда в более чем ста странах мира люди, организации, коммерческие компании делают что-то благотворительное для своих подопечных, для своих сотрудников или вовлекают наоборот сотрудников и других людей в благотворительность и рассказывают об этом. Вот этот момент рассказа здесь очень важен, потому что благотворительностью занимается на самом деле очень много людей в нашей стране – по нашим данным, по данным нашего исследования, около 70% так или иначе вовлечены, но очень мало кто рассказывает про это. Поэтому роль «Щедрого вторника» в том числе и в том, чтобы вот этот вот разговор о благотворительности вышел на поверхность, и действительно стало понятно, что это норма жизни. 

Л. Горская 

– Но тут дело не в скромности или нескромности. 

М. Черток 

– Здесь дело в каких-то наших культурных кодах. 

Л. Горская 

– Ну есть евангельский код, и мы с вами уже, по-моему, про это говорили... 

М. Черток 

– Каждый год мы про это говорим. 

Л. Горская 

– Что левая рука не должна знать, что делает правая, нет, и дела добра если ты не афишируешь, то это даже хорошо, с одной стороны. А с другой стороны, как это будет развиваться? 

М. Черток 

– Здесь важно то, что должна возникнуть норма, что благотворительность – это хорошо и правильно. И если никто не говорит о том, что занимается благотворительностью, ощущение, что никто ей и не занимается. Поэтому для людей, которые, может быть, думают первый раз, не сделать ли мне что-то такое, кажется, что это очень странное и маргинальное действие. И нам здесь важно, чтобы вот эта массовая благотворительность, в том числе и проявилась в массовом разговоре об этом. И если человек стесняется или считает по религиозным соображениям, что не нужно про это разговаривать – ну не разговаривайте про это весь год. «Щедрый вторник» – это такой день, когда можно и нужно говорить о добрых делах. 

Л. Горская 

– Что значит «странное маргинальное действие»? Это кто-то от нечего делать или потому что он плохо социализирован, или потому что у него неправильно расставлены приоритеты, занимается – у некоторых впечатление? Ну просто вот слово...  

М. Черток 

– Ну маргинально – это то, что делают как бы мало кто и странно. И если нет ощущения, что благотворительностью занимаются многие, то получается, что ну вот я такой вот, не как все. 

Л. Горская 

– Я просто ни разу не сталкивалась с такой точкой зрения, я поэтому зацепилась за эту формулировку у вас. То есть я сталкивалась с другим. И опять же ну это тоже не очень хорошо: то есть что благотворительностью занимаются те, у кого уже все есть, и вот они с жиру (прошу прощения за такой слог, за понижение слога), и вот они с жиру занимаются благотворительностью, как бы от избытка. Ну это ведь тоже не так.  

М. Черток 

– Да, это тоже очень важное предубеждение, с которым надо всячески разбираться. Не хочется говорить слово «бороться» в применении к этой теме. Потому что действительно в последние годы, десятилетия благотворительность перестала быть уже актом богатых по отношению к бедным и несчастным. Такая произошла очень важная-важная перемена, да, демократизация, если хотите, благотворительности, когда это скорее акт солидарности, взаимопомощи, часто совместного какого-то решения проблем, нежели как бы вот бедному помогают богатые. И действительно и в нашей стране, и во всем мире далеко уже не прерогатива самых богатых людей. 

Л. Горская 

– А как? 

М. Черток 

– Все общество вовлечено так или иначе: кто-то помогает деньгами, кто-то помогает временем или какими-то своими навыками. Люди сдают вещи, люди, я не знаю, бегут благотворительный марафон и таким образом собирают деньги в пользу некоммерческой организации – есть масса способов без больших затрат поучаствовать и внести какой-то свой вклад.  

Л. Горская 

– Я знаю, комиссионки есть, куда можно сдать старые вещи, а выручка пойдет...  

М. Черток 

– Да, есть благотворительные магазины, куда можно сдать старые вещи, которые или продадутся в пользу некоммерческой организации, или же, если вещи недостаточно хороши, их передадут бедным или их отправят на ветошь – таким образом, ну как бы экологический получается здесь еще аспект такой. 

Л. Горская 

– Да, есть даже переработка вторсырья с благотворительным аспектом. Чуть ли не «Добрые крышечки»... 

М. Черток 

– Крышечки, крышечки. У нас в офисе стоит огромный мешок с крышечками, которые как раз мы сдадим на «Щедрый вторник» в пользу некоммерческой организации. 

Л. Горская 

– Вот задуматься, да, вот эти крышки, которыми закрывают пластиковые бутылки и просто бутылки, они из отдельного сорта пластика, который отдельно перерабатывается, я так понимаю, и утилизируется. 

М. Черток 

– Да, и это какой-то ценный, дорогой пластик. 

Л. Горская 

– И вот просто если вы не выкидываете в течение года крышечки... Я, кстати, попробовала не выкидывать и я их, оказывается, столько выкидывала, то есть у меня за месяц, я поставила себе маленькую такую плошечку и думала, что мне хватит на лето, например, но нет, то есть она там переполнена, еще и еще. И вот эти крышечки вы собираете, относите. Очень удобно их собирать в пустые пятилитровые бутылки – там делаешь в ней дырочку и туда их кидаешь. И в эти пятилитровых бутылках относите. И что происходит?  

М. Черток 

– Ну и там какая-то плата за утилизацию идет в пользу некоммерческой организации. 

Л. Горская 

– И это благотворительность. То есть вы не потратили ни копейки, но поучаствовали в благотворительности. 

М. Черток 

– Да, люди сдают десятками килограмм, и я знаю таких людей.  

Л. Горская 

– Я тоже. Вы сказали, что особенность «Щедрого вторника», как я поняла, именно в том, что это корпоративная история.  

М. Черток 

– В том числе. Особенность «Щедрого вторника» в том, что в нем может принять участие каждый – нет никаких регламентов, нет никаких норм, правил. От обычного человека, который может в этот день сделать доброе дело, до огромных корпораций, которые в этот день вместе со своими сотрудниками, может быть, с топ-менеджерами устраивают у себя там, не знаю, благотворительный базар, или забег, или что-нибудь еще в офисе. И собирают довольно значительные средства в поддержку тех или иных некоммерческих организаций. 

Л. Горская 

– А как вот люди относятся? Как к какой-то блажи начальства, руководства или вот с душой с интересом? Ну я понимаю, что по-разному, но в целом. И, возможно, есть какая-то динамика тоже в этом вопросе. 

М. Черток 

– Да, люди, конечно, по-разному относятся. Но мы в одном из наших исследований спрашивали людей, кому они доверяют, какой информации они доверяют о благотворительности, из какого источника. И выяснилось, что работодатель это очень такой доверительный источник. В этом смысле очень важно, чтобы компании такие вещи делали иногда. Конечно, не принудительно, а добровольно. Потому что для очень многих людей это может быть первый шаг, первый вход. И такой вход комфортный, когда действительно нет никаких подозрений, что сейчас меня обманут, может быть, а вдруг это мошенники, а вдруг мои деньги пойдут не туда. Потому что люди могут быть уверены, что компания сделала свою домашнюю работу – проверила, что действительно эта помощь нужна, что это хорошая организация, в которую собираются деньги или какие-то другие средства, я не знаю, вещи. Поэтому это очень важный такой вот вход для многих людей через корпоративные программы. Конечно, мы надеемся, что сотрудники будут не просто сотрудниками, а они еще и как обычные люди найдут потом для себя какие-то, может быть, другие способы применения своей вот этой благотворительной активности и уже выйдут за пределы корпорации. Найдут организации, в которые они будут, например, регулярно жертвовать или регулярно помогать в качестве добровольцев. Но это уже такой следующий шаг.  

Л. Горская 

– То есть я так понимаю, один из основных барьеров – это доверие. Тот человек, который потенциально может быть готов помогать и чем-то благотворительным заниматься, он просто не знает, какая из множества благотворительных историй надежная, проверенная и так далее? 

М. Черток 

– Да, совершенно верно. Хотя, честно говоря, я думаю, что этот барьер и значимость его несколько преувеличена. Потому что да, мы все время говорим, что сложно с доверием, доверие не только к некоммерческим организациям падает. И есть такое даже как бы всемирное исследование, называется барометр Эдельмана, который меряет доверие по всему миру к разным институтам. И в целом по миру, в целом к институтам доверие довольно низкое и снижается. Некоммерческие организации не в самом еще плохом месте в этом барометре находятся, но, конечно, фактор этот есть. С другой стороны, я думаю, что помимо такого вот экзистенциального доверия, которого, может быть, не хватает, у людей в принципе уже сформировалась уверенность, что некоммерческие организации это хорошие, проверенные, надежные партнеры для того, чтобы сделать какое-то доброе дело. Другое дело, что надо немножко разобраться, чтобы этих партнеров для себя определить. 

Л. Горская 

– То есть мы можем говорить о том, что в принципе эта инерция двадцатилетней давности, когда, к сожалению, имя, понятие некоммерческой организации, фонда было во многом дискредитировано – эта инерция преодолена. 

М. Черток 

– На мой взгляд – да. В том числе еще и потому, что пришло молодое поколение – люди, которые про это, может быть, и не слышали никогда или выросли уже после этого и у которых вообще меньше цинизма. Они свободнее обращаются с информацией, они легко проверяют, что за организация, они видят, не знаю, ее в соцсетях, они посмотрят на сайты. И, в общем, молодежь это одна из самых активных групп в благотворительности сейчас.  

Л. Горская 

– Молодежь? 

М. Черток 

– Молодежь.  

Л. Горская 

– Вот казалось бы, у кого много всяких разных интересных дел. И в числе этих интересных дел благотворительность, получается, у нынешней молодежи? 

М. Черток 

– Получается, что да. Это как-то так ну органически, наверное, выросло за счет того, что у людей нет этих предрассудков с советских времен, нет ощущения, что сейчас за них все сделает государство, как у более старшего поколения. А ощущение, что они, это новое поколение, которое реально считает, что они могут изменить мир. И благотворительность – это один из способов менять мир, и волонтерство. И поэтому – да, они участвуют, участвуют активно. Может быть, у них нет столько денег, сколько у старшего поколения, но у них есть другие способы – мы уже немножко про это поговорили, – от крышечек, понимаете ли, до забегов все в их арсенале присутствует.  

Л. Горская 

– Вообще есть данные о том, какая доля в сборах вот этих маленьких пожертвований, там не знаю, по 100 рублей, по 50? Мне почему-то кажется, что это может миллиарды собирать. 

М. Черток 

– Вы знаете, мы в этом году посмотрели на работу, посмотрели – в смысле провели исследования, работы платформ для сбора частных пожертвований. Платформы – это такие интернет-сервисы, которые агрегируют сразу много некоммерческих организаций, и которые они заранее проверяют. Эти организации представлены на платформах, у людей есть возможность выбрать, в какую организацию пожертвовать, на каких-то платформах можно сразу набрать прямо корзину пожертвований, как на нашем «Благо.ру», и сделать одним платежом пожертвования в несколько организаций. И мы, в частности, спросили у этих платформ, порядка десяти платформ мы опросили, какое среднее пожертвование. Вот самое крупное пожертвование среднее на «Благо.ру» это тысяча рублей, на других платформах меньше, то есть у кого-то и 100 рублей. Поэтому действительно – да, это так. И очень многие люди делают эти маленькие пожертвования, и за счет этого возникает большой поток денег. 

Л. Горская 

– Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера», программа «Светлый вечер». Здесь у нас в студии Мария Черток, директор Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ». Для вас эту программу ведет Лиза Горская. Мы говорим о «Щедром вторнике». Мария, в этом году проходит, по-моему, новая акция в рамках «Щедрого вторника». Хотя как она может происходить в рамках вторника, если она называется «Неделей признаний» – неделя в рамках вторника. «Неделя признаний» – что это?  

М. Черток 

– Давайте, сейчас объясню. «Неделя признаний» на самом деле не новая вещь, она с самого начала появилась, в 16-м году, когда «Щедрый вторник» только пришел в Россию. Это такая подводка, да, разгон, разогрев перед «Щедрым вторником». И как раз мы с вами про это уже много говорили, за «Неделей признаний» стоит идея о том, что люди занимаются благотворительностью, но о ней не рассказывают. И вот «Неделя признаний» – это такой специальный инструмент, специальное время такое, для того чтобы поделиться с другими радостью о том, что человек занимается благотворительностью. И механика очень простая. У нас есть такая на нашем сайте, отдельный такой вход, где есть фотобудка – там можно или загрузить свою фотографию или сфотографироваться прямо камерой своего телефона или компьютера, написать свое признание, и оно окажется в галерее признаний. Его можно, конечно, потом расширить в своих соцсетях. И, таким образом, поучаствовать в этой самой «Неделе признаний». Она будет проходить с 20 по 27 ноября. Но в этом году мы как раз вот придумали еще одну новую вещь. Спрашивали, что новое – это такой второй вариант участия в «Неделя признаний». Чуть более такой сложный, требующий от людей уже какой-то осознанности, какого-то желания выразить себя в длинных словах... 

Л. Горская 

– «Моя щедрая история». 

М. Черток 

– «Моя щедрая история». 

Л. Горская 

– Это надо сконцентрироваться...  

М. Черток 

– Да. 

Л. Горская 

– И постараться написать. 

М. Черток 

– И постараться написать историю. Историю о том, почему и как вы занимаетесь благотворительностью или о том, как на вашу жизнь благотворительность повлияла. Может быть, например, какая-то помощь в свое время сделала для вас жизнь проще, легче или открыла для вас какие-то новые возможности. Речь идет о том, что нужно написать историю, там же на сайте эту историю выложить, может быть, с каким-то фотографиями и поделиться ею в своих соцсетях. И дальше у пользователей, у людей в интернете будет возможность за эти истории голосовать, ну просто ставя им лайки. И этот конкурс будет идти до 4 декабря – то есть не неделю, а целых две. За это время достаточно времени, чтобы придумать историю, написать ее и добавить ее на сайт, а у других людей, и в том числе у ваших друзей, которых вы пригласите, будет возможность за них голосовать. Соответственно те истории, которые попадут в шорт-лист, на них будет смотреть наше небольшое экспертное жюри...  

Л. Горская 

– Из кого оно состоит? 

М. Черток 

– Оно состоит из партнеров «Щедрого вторника» основных. По-моему, представитель радио «Вера», кстати, тоже в нем участвует, если я не ошибаюсь. И соответственно те, кто попадет в шорт-лист, получат какие-то призы, подарочки, там сувениры от «Щедрого вторника». А три истории, авторы трех историй, которые выберет жюри, эти авторы смогут назвать некоммерческие организации свои любимые, в которые мы отправим небольшое денежное пожертвование. 

Л. Горская 

– А эта история, она должна быть обязательно о том, как человек помогал, или это может быть история о том, как ему когда-то помогли? 

М. Черток 

– Да, это может быть история, как ему когда-то помогли, конечно. И мы надеемся, что такие истории тоже будут, потому что хочется услышать о том, что благотворительность, некоммерческие организации ну реально людям помогают и имеют какое-то воздействие, влияние на улучшение их жизни. 

Л. Горская 

– А вообще существует такой фидбек? Или это локально иногда бывает, а в целом?  

М. Черток 

– Ну конечно, организации собирают, да, такой фидбек от своих подопечных, от тех, кто проходит через их руки. Но я думаю, что таких историй немного в смысле слышит общество. Поэтому было бы важно, чтобы в том числе и «Моя щедрая история» помогла и этому тоже.  

Л. Горская 

– Вот этот весь спектр благотворительной деятельности, которая охватывает «Щедрый вторник», это все касается людей или, может быть, животных тоже? 

М. Черток 

– Конечно, это касается и животных (к сожалению, они не могут нам рассказать свои истории, а может быть, от их имени кто-то расскажет), природы. 

Л. Горская 

– Природы. Я вот хотела бы об этом поговорить немного, что вот в отношении экологии, защиты животных происходит у нас сейчас? Потому что когда-то, еще совсем недавно, помню, было все совсем печально. Что-то меняется? 

М. Черток 

– Ну мне кажется, «печально» – наверное, неправильное слово здесь, потому что ну например, всякие защитные организации очень стали сильными за последние годы, у них очень много сторонников. На самом деле помощь животным – одна из там трех, четырех, пяти самых популярных тем для благотворительности. Очень много людей помогают бездомным животным, приютам бездомных животных, фондам, которые поддерживают бездомных животных и так далее. Не столько, сколько детям, но много, реально много. 

Л. Горская 

– А меньше всего кому помогают? 

М. Черток 

– Меньше всего помогают заключенным, людям с ВИЧ – то есть таким группам, которые стигматизированы очень сильно. И вообще есть такие непопулярные темы у нас, ну например, права человека. И кстати, экология тоже не слишком популярная тема, там только пара процентов из тех, кто жертвуют, жертвуют на экологию. Но это не совсем то же самое что зоозащита, это не бездомные животные, это там спасение редких видов или...  

Л. Горская 

– Экосред, экосистема. 

М. Черток 

– Природных территорий каких-то. 

Л. Горская 

– Давайте поговорим о динамике. Я так понимаю, что все-таки что-то меняется в положительную сторону и в отношении «Щедрого вторника» тоже. Мы говорили о том, что расширилась география.  

М. Черток 

– Да. Ну мне пока трудно говорить про то, что случится в этом году, потому что «Щедрый вторник», он такой, знаете... 

Л. Горская 

– Непредсказуемый? 

М. Черток 

– Непредсказуемый абсолютно. Его же никто никак специально не организует все, да, то есть это движение, множество... 

Л. Горская 

– Я хотела отдельно поговорить о том, как вообще это можно организовать.  

М. Черток 

– Да, вот давайте сейчас про географию, а потом про это. Значит, в прошлом году у нас было почти две тысячи партнеров. Партнеры – это практически кто угодно, они просто, мы их можем посчитать, когда они регистриуются на сайте «щедрыйвторник.рф» в качестве партнера – это могут быть крупные корпорации, это могут быть маленькие волонтерские группы или школьные классы, кто угодно. У нас было почти две тысячи партнеров в прошлом году – это было в два раза больше, чем в первый год. И эти партнеры организовали огромное количество мероприятий в более чем (вот это вот сыпанье цифрами, конечно, отдельный жанр), более чем вот в двухстах населенных пунктах в России. Это как бы начиная от города Москва и кончая маленькими деревнями и поселками где-нибудь в Сибири или на Дальнем Востоке. И события это были самые разные, но все они были благотворительные, так или иначе в «Щедрый вторник» проходящие. И конечно, этот рост очень большой, ну практически удвоились все показатели. И для нас еще важно, знаете, что, мы в прошлом году собрали информацию с вот этих платформ для сбора онлайн-пожертвований, из платежных систем, которые пропускают через себя тоже вот эти платежи. То есть речь, конечно, идет только о пожертвованиях в интернете, онлайн, но мы зафиксировали фактически, что в день «Щедрого вторника» в два раза больше пожертвований, в два раза больше денег тратится на благотворительность, чем в любой обычный вторник года. О чем это говорит? О том, что действительно «Щедрый вторник» это не просто способ повеселиться вокруг благотворительности, или сходить на концерт, или там, не знаю, организовать там какую-нибудь волонтерскую акцию, но это еще реальный день для фандрайзинга. И у некоммерческих организаций есть возможность в этот день активно собирать средства для своей работы – для нас это очень важно. 

Л. Горская 

– «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Здесь у нас в гостях Мария Черток, директор Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ». Оставайтесь с нами, мы вернемся через минуту. 

Л. Горская 

– В эфир радио «Вера», программа «Светлый вечер». Здесь с вами в студии Лиза Горская. У нас в гостях Мария Черток, директор Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ». Мы говорим о «Щедром вторнике», о том, как это явление, как это событие развивается в России. Начали говорить про географию – двести населенных пунктов. Сколько населенных пунктов, больше уже? 

М. Черток 

– Да, 224, по-моему, если я не ошибаюсь. 

Л. Горская 

– Но точнее будет понятно, когда... 

М. Черток 

– Это был прошлый год, в этом году мы еще не знаем.  

Л. Горская 

– Узнаете. Ну как вы можете не знать? 

М. Черток 

– Понимаете, вот в этом прелесть, так сказать, природы «Щедрого вторника». Потому что мы, конечно, ну условно, организаторы, но вот это «условно» это очень важное слово здесь. Потому что мы, конечно, при всем желании и при неограниченных даже ресурсах не можем организовать события в двухстах городах России. И здесь важно, что, действительно, люди подхватывают эту идею и ее развивают так, как считают они нужным, так, как это соответствует их сообществу, их задачам, их целям. И вот этот вот характер «Щедрого вторника» как движения, он очень-очень важен. Потому что действительно это свобода для всех, свобода входа и выхода тоже, и это ну творчество, это день, когда можно придумать что-то новое, поговорить каким-то другим языком о старой своей работе, привлечь новых людей в благотворительность. И вот за счет такого вот коллективного творчества он и растет, «Щедрый вторник». Никто один не смог бы этого сделать, даже мы. 

Л. Горская 

– Ну давайте, может быть, поговорим о том, что все-таки можно посчитать сейчас. Ваши партнеры, их наверняка стало больше за год? 

М. Черток 

– Да, там регистрируются новые организации, конечно, и довольно много уже многих событий, кстати, зарегистрировано. У нас на сайте, кстати, есть календарь событий...  

Л. Горская 

– Сайт «щедрыйвторник.рф».  

М. Черток 

– «Щедрыйвторник.рф», да. И там этот календарь, его можно еще посмотреть как карту, там все эти события отображаются на карте. Можно зайти, посмотреть, что рядом происходит и пойти туда в «Щедрый вторник», отметить, я не знаю, поужинать за благотворительность или сходить на концерт, или сходить на какую-нибудь ярмарку новогоднюю, организованную в «Щедрый вторник» и так далее. И там уже несколько десятков событий на сайте, и будет больше, потому что люди в последний момент регистриуются. И далеко не все они, почти не все, совсем не все они из Москвы, там много и разного и из регионов, и из маленьких городов и поселков.  

Л. Горская 

– Ну я предлагаю отдельно поговорить про регионы, потому что для нас это тоже важно. Радио «Вера» вещает в 40 городах России, а такое может сложиться впечатление, что вся жизнь сконцентрирована в Москве. Но это же не так. И что у вас происходит в регионах? 

М. Черток 

– Вообще, вообще не так. И в этом году особенно заметно, что в регионах действительно «Щедрый вторник» прижился. Мы за последние пару месяцев встречались с некоммерческими организациями из регионов на разных мероприятиях. И уже никому не надо объяснять, что такое «Щедрый вторник», все знают, все сразу хватают новую информацию, уже спланирована куча мероприятий там. И действительно в этом смысле Москва, которая ну перенасыщена уже всем, наверное, когда-нибудь будет менее активна, чем вся остальная страна в «Щедрый вторник». У нас уже в прошлом году сложилась несколько таких кустов что ли региональных, когда местная организации берет на себя такую роль по вовлечению других организаций, вовлечению людей, привлечению местных средств массовой информации к «Щедрому вторнику». В Башкирии, например, у нас есть такой чудесный координатор, в Архангельской области. И, в общем, у них там уже своя активность, они как-то координируются между собой, может быть, проводят даже какие-то совместные мероприятия. И это конечно очень приятно видеть – уже от нас ничего не требуется, все на местном уровне само происходит, кипит, бурлит. И «Щедрый вторник» там точно будет очень большой, активный, красивый.  

Л. Горская 

– А вы говорите, что вы не знаете, что будет в этом году.  

М. Черток 

– Ну чуть-чуть знаем, конечно. 

Л. Горская 

– А как вообще вот можно быть, условно организатором и условно организовывать событие некое, некое явление? Как, кстати, правильней назвать «Щедрый вторник», что это? Это не event, это не акция или все-таки акция? 

М. Черток 

– Нет, акция – нет. 

Л. Горская 

– Ну вот что это? 

М. Черток 

– Это множество акций. Но вообще это, конечно, движение.  

Л. Горская 

– Движение. 

М. Черток 

– Движение в смысле movement, да, то есть когда наша роль состоит в том, чтобы ну как бы посылать волны, да. За счет того, что у нас есть такие прекрасные информационные партнеры как вы, и мы через них распространяем эту информацию. За счет того, что мы имеем связь с некоммерческими организациями, с которыми мы работаем на мероприятиях, мы с ними встречаемся. У нас есть портал «Филантроп», на котором мы тоже пишем про «Щедрый вторник», ну и всякие другие благотворительные вещи. И у нас есть возможность поддерживать тех, кто собирается участвовать в «Щедром вторнике» через разные методические материалы, которых очень много всяких на сайте, через вебинары, которые мы проводим в течение года. И всякими вот такими вот разными, не организующими, а скорее поддерживающими методами. А дальше уже, знаете, из серии: что вырастет – то вырастет. Вот растет, и оказывается, что довольно много всего. 

Л. Горская 

– То есть пока ваши эти волны, импульсы на благодатную почву воздействуют? 

М. Черток 

– Да, ну самый рисковый был, конечно, первый год, когда никто ничего про это не знал. Сейчас уже в принципе много кто знает про «Щедрый вторник» – и некоммерческие организации, и компании тоже, они его ждут и они к нему готовятся. И, наверное, если бы мы вообще ничего не делали, он бы все равно случился. Но мы пока не готовы к таким радикальным решениям, мы продолжаем поддерживать эту историю, поддерживать сайт. Вот придумали эту, помимо «Недели признаний», придумали «Мою щедрую историю». 

Л. Горская 

– А это какая-то очень интересная история. Это же не акция. Ну что это? Акция – такое слово плохое. 

М. Черток 

– Ну это условно конкурс, но дело, конечно, здесь не в конкурсе, а в том, чтобы просто это происходило. 20-го числа она запустится... 

Л. Горская 

– А, еще не запустилась. 

М. Черток 

– Пока текстов нет, но мы уже много кому про нее рассказали и надеемся, что тесты пишутся. 

Л. Горская 

– Ну мы еще раз тогда в свою очередь призовем наших радиослушателей: если есть чем поделиться в отношении вашего опыта благотворительности – вы кому-то помогли или вам кто-то помог, то это можно оформить... Кстати, насколько короткую историю, насколько пространную историю? Есть какие-то требования к формату? 

М. Черток 

– Нет, никаких требований к формату нет. Мы в принципе будем рекомендовать ответить на какие-то вопросы, чтобы история была полная, соответственно, ну когда откроется конкурс, мы их тоже продвинем, эти вопросы как-то. Но это совершенно не обязательно. 

Л. Горская 

– И потом? 

М. Черток 

– И потом надо попросить своих друзей, знакомых, френдов в соцсетях проголосовать за вашу историю. Потому что у тех, кто войдет в шорт-лист, будет возможность получить какие-то подарочки, сувениры от «Щедрого вторника»... 

Л. Горская 

– Но ведь это не ради подарка делается. 

М. Черток 

– Вообще не ради подарков. Но нам кажется, что все-таки надо как-то поощрить активных участников, и вот так мы их поощрим. Но на самом деле главный подарок состоит в том, что три победителя этого конкурса смогут направить средства через нас – ну в смысле не их средства, а наши – в свою любимую некоммерческую организации. Мне кажется, это такой тоже...  

Л. Горская 

– Подарок. 

М. Черток 

– Способ подарить в этот день, ну условно в этот день, это будет чуть позже, чем «Щедрый вторник», вот сделать такой благотворительный подарок организации, которая вас вдохновляет на благотворительность.  

Л. Горская 

– Когда это будет, в декабре? 

М. Черток 

– Да, мы в декабре обязательно подведем итоги, в середине декабря все станет известно. 

Л. Горская 

– Какая роль соцсттей в вашем движении, в этом движении «Щедрый вторник», вообще в нашей благотворительности? У меня складывается впечатление, что чуть ли не основная порой. 

М. Черток 

– Да, у вас, я думаю, правильное впечатление. Потому что действительно информация стала настолько быстро распространяться, и у нее появилось, вирусные свойства появились, ну у некоторой из них, из информаций, и действительно практически мгновенный доступ к чему угодно, да, как к информации, так и к возможности, например, сделать пожертвование. Еще там десять лет назад для того, чтобы сделать пожертвование, обычному человеку надо было пойти в отделение банка и заполнить платежку там с сотнями циферок, ноликов и не только, и конечно, никто этого не делал. А сейчас благодаря тому, что есть возможность сделать пожертвование онлайн, в том числе и через платформы, благотворительность в буквальном смысле стала доступна всем. Поэтому, конечно, роль соцсетей и интернета в целом чрезвычайно важна. Как вы понимаете, как бы рассчитывать на то, что телевидение будет распространять информацию очень сложно, попасть на телевидение почти невозможно. А вход в соцсети ничего не стоит и опять же доступен всем. 

Л. Горская 

– Телевидение по инерции боится некоммерческих историй? 

М. Черток 

– Нет, телевидение не боится некоммерческих историй, Ну просто туда сложно все равно попасть, доступ очень ограничен. 

Л. Горская 

– Но все равно есть эта тема и на телевидении тоже, что не может не радовать.  

М. Черток 

– Да, последнее время есть эта тема на телевидение в популярных передачах, конечно, это очень радует. Ну, кстати, и «Щедрый вторник» появлялся и в прошлом году, и два года назад на телевидении, даже на «Первом канале». Но просто этим нельзя ограничиваться, да, как бы соцсети дают гораздо больший охват, во-первых. А во-вторых, в них можно призвать человека к немедленному действию, и он к этому действию способен и готов.  

Л. Горская 

– Но есть же другая сторона. Например, изучив, что работает и что, условно говоря, цепляет в этих публикациях вирусных в соцсетях, мошенники иногда это используют, и появляются какие-то ложные сборы – редко, но такое бывает. Наверное, что-то нужно проверять, на что-то нужно обращать внимание. Если это вам известно – скажите нам, мы будем разборчивее. 

М. Черток 

– Да, проверять, конечно, нужно, и действительно тема с мошенниками, она последнее время обсуждается очень активно. Ну во-первых, не надо давать деньги людям, которые на перекрестках собирают. Это не совсем про соцсети, но вот приличные организации никогда на перекрестках деньги собирать не будут и на бульварах, понимаете, приставать к тем, кто на скамеечках сидит. Что касается интернета – то да, появляются даже страницы-клоны и так далее. Ну всегда лучше потрудиться действительно, посмотреть на сайт, может быть, погуглить, что еще про эту организацию известно. Если вы собираетесь сделать большое пожертвование, может быть, надо позвонить по телефону, который на сайте указан – должны вообще-то ответить, по идее, и как-то поговорить с вами, объяснить, чем занимается организация, на что пойдут деньги и так далее. Но на самом деле, если вам не хочется ничем этим заниматься, то проще всего действительно воспользоваться услугами платформ, которые уже все проверили за вас, которые, как правило, публикуют и отчетность о том, как тратятся собранные деньги. И, в общем, там сейчас большой выбор организаций, в которые можно пожертвовать, поэтому идите смело на платформы. 

Л. Горская 

– А что касается соцсетей, наверное, все-таки это надо проверять. По крайней мере, если делаешь репост, если делишься этим сообщением. 

М. Черток 

– Это точно. Это ответственность, конечно. А кроме того, ну еще очень простой способ: лучше не жертвовать частным лицам, лучше все-таки жертвовать в организации, которые наверняка проверили, что там за случай, и действительно ли нужна эта помощь, и не ерунда ли это какая-то. 

Л. Горская 

– Вот это тоже интересный аспект. Потому что ну как, не каждый человек, который нуждается, имеет те или иные проблемы там, в том числе со здоровьем, он сотрудничает с организацией некоммерческой или фондом. И опять же у многих есть предубеждение: ну куда я пойду? ну кто меня возьмет? ну это долго, это волокита, а у меня здесь и сейчас проблема. 

М. Черток 

– Ну на самом деле я думаю, что это совершенно не так, это все наоборот. Потому что у фонда может быть возможность помочь прямо сейчас, если у них есть на это деньги или у них есть возможность быстро собрать, гораздо быстрее, чем у человека самостоятельно.  

Л. Горская 

– И они знают пути. 

М. Черток 

– И они знают пути, конечно. Они профессионалы в такой помощи. 

Л. Горская 

– Я просто недавно с этим столкнулась сама. Вот у меня соседка, у нее беда, у нее заболела дочь, и я ее спрашиваю: фонд? кто тебе помогает? – Ну слушай, ну у меня нет на это сил, ну у меня нет возможности, это сейчас меня же замучают бюрократией... И она в этой своей беде, и она даже не знает, к кому обратиться, как работает наша система здравоохранения сама по себе... 

М. Черток 

– Фонды, которые занимаются, в том числе вот помощью больным детям, да и взрослым тоже, они сейчас не просто как денежные мешки работают, ну они никогда так и не работали, и не только будут готовы собрать деньги на этот конкретный случай. Но они, в том числе и помогут с тем, чтобы разобраться в системе. Потому что, может быть, и не надо собирать деньги, может быть, положено, чтобы государство заплатило за эту операцию или там за лечение, да, а кажется, что человек один наедине со своей проблемой. И в том числе многие некоммерческие организации помогают и информационно, помогают разобраться лучше в ситуации, в болезни в этой, да, методически могут помочь, могут объединить вас с такими же людьми, у которых та же проблема, которые, может быть, уже прошли через нее и нашли способ с ней справиться. То есть вот эта поддержка со стороны сообщества таких же людей – тоже чрезвычайно важно. И для всего этого есть некоммерческие организации. Поэтому мне кажется, наоборот, надо пользоваться этой возможностью, а не быть один на один с проблемой и считать, что выхода нет. 

Л. Горская 

– Ну а как этой возможностью воспользоваться? Пойти в поисковую систему? 

М. Черток 

– Да. 

Л. Горская 

– И? 

М. Черток 

– Пойти в поисковую систему, да. Все есть в сети, абсолютно. 

Л. Горская 

– И первый попавшийся фонд или некоммерческая организации любая, которая занимается...  

М. Черток 

– Ну можно не первая попавшаяся. Наверное, поисковая система выдаст вам несколько вариантов. Скорее всего, почти на любую проблему уже сейчас найдется некоммерческая организация, которая ей занимается, их реально очень много. И у них может быть не быть каких-то огромных ресурсов, но у них будет возможность проконсультировать вас, связать с теми, кто больше про это понимает, оказать какую-то моральную поддержку. Может быть, есть возможность собрать деньги на лечение или есть возможность объяснить, как получить эти деньги из государственной системы, квоту, например какую-то. 

Л. Горская 

– Но в основном люди, естественно, обращаются за деньгами? 

М. Черток 

– Ну сначала – да, я думаю, да.  

Л. Горская 

– А потом оказывается, что есть еще, может оказаться, что есть еще какие-то пути решения проблем.  

М. Черток 

– Да. Ну и людям, как правило, нужна поддержка тоже другая – моральная со стороны... 

Л. Горская 

– Общение. 

М. Черток 

– Общение по этому поводу. Потому что человек, оказавшийся в такой ситуации, как правило, теряет и социальные связи. Потому что не готов все время рассказывать о проблеме людям, которые, ну может быть... 

Л. Горская 

– Не готовы слушать. 

М. Черток 

– Не готовы слушать. Или даже если готовы слушать, но ничего предложить в ответ особенно не могут. А здесь оказаться в сообществе людей, которые удачно, успешно справляются с такой ситуацией – это, мне кажется, очень важно. 

Л. Горская 

– А сколько у нас таких людей, которые нуждаются в помощи? 

М. Черток 

– Не могу вам сказать. 

Л. Горская 

– Ну я предполагаю, что вряд ли кто-то вообще может сказать.  

М. Черток 

– Да, я думаю, что вряд ли. Я думаю, что просто люди нуждаются в очень разной помощи. Иногда они даже не знают, что они в ней нуждаются.  

Л. Горская 

– Например? 

М. Черток 

– Ну когда речь, например, идет о каких-то проблемах с ментальным здоровьем, например. 

Л. Горская 

– Расстройство личности? 

М. Черток 

– Ну разные, да, вещи.  

Л. Горская 

– А в этой сфере тоже работают благотворительные организации? 

М. Черток 

– Конечно. Есть некоммерческие организации, которые работают в сфере душевного здоровья, обязательно.  

Л. Горская 

– Вот это интересно. Ну я просто настолько не в теме, мне казалось, что все проблемы душевного здоровья в нашей стране решаются путем какой-то такой медицины, психиатрии, которая недалеко ушла от карательной. Нет? 

М. Черток 

– Ну я думаю, что уже много чего разного есть тоже на этом поле, помимо карательной психиатрии. Ну например, наверняка не могли вы не слышать про организации, которые помогают детям с аутизмом. 

Л. Горская 

– Это да.  

М. Черток 

– Это сейчас такая, в некотором смысле раскрученная стала тема. Тогда как еще там, не знаю, 5–10 лет назад абсолютно никто ничего про это не знал, слова такого в обществе не знали. Вот оно стало именно известным, и как бы эта проблема стала более понятной в обществе благодаря тому, что некоммерческие организации за нее взялись.  

Л. Горская 

– Вплоть до того, что я уже аутизм не воспринимаю вообще как психическое заболевание. Я к своему представлению об этом. То есть в этом действительно организации очень сильно продвинулись – то есть отношение к людям, к детям с аутизмом в обществе, оно очень изменилось. Оно положительно, общество открыто во многом. Я понимаю, что есть, куда развиваться еще...  

М. Черток 

– Ну общество открыто до тех пор, пока оно не встречается с таким ребенком, не знаю, в кафе или в транспорте. А дальше оно не готово, конечно, к проявлениям аутизма, которые незнакомы и кажутся пугающими. Но тем не менее уже появился по крайней мере язык для того, чтобы говорить про это.  

Л. Горская 

– Ну это, правда, тяжело.  

М. Черток 

– Конечно, это очень тяжело. Но представьте, как тяжело родителям, у которых такие дети. Им гораздо тяжелее, чем нам с вами, когда мы случайно в транспорте с таким ребенком встретимся. Поэтому очень важно, что есть организации, группы поддержки для таких людей. 

Л. Горская 

– Напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Здесь у нас в гостях Мария Черток, директор Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ». Программу для вас ведет Лиза Горская. Мы говорим о «Щедром вторнике», о благотворительности в целом, о фондах, некоммерческих организациях, о том, что изменилось у нас в этом отношении с 2016 года. Вот вы говорили, что больше стало партнеров. Что вообще движет людьми? Что движет компаниями, организациями, корпорациями, когда они регистрируются на вашем сайте, начинают какие-то акции в рамках этого явления, движения, movement – вот мы пришли к тому, что, наверное, самое точное слово для того, чтобы охарактеризовать «Щедрый вторник» – это будет «движение» в значении вот movement англоязычном. 

М. Черток 

– Да. 

Л. Горская 

– Что ими руководит, какая основная, магистральная мотивация? 

М. Черток 

– Ну разными людьми, организациями руководит разное. Ну понимаете, я не могу этого не сказать, потому что благотворительность это в принципе ну пространство свободы, и люди выражают разные вещи через нее. 

Л. Горская 

– Пространство свободы. И я вот руководитель корпорации, и я спускаю «Щедрый вторник» своим сотрудникам – что я хочу? 

М. Черток 

– Ну может быть, вы хотите, чтобы появилась какая-то единая тема, которая не про работу, а которая про людей. И это важно, чтобы у сотрудников была такая, более человеческая связь с компанией.  

Л. Горская 

– Тимбилдинг. 

М. Черток 

– Ну тимбилдинг тоже. Ну просто еще ассоциация с тем, что компания делает что-то хорошее, да, мы не просто приходим сюда, отсиживаем, получаем зарплату. Может быть, кто-то и недоволен... 

Л. Горская 

– Лояльность. 

М. Черток 

– Недоволен, что сидит не у окна и так далее. Да, какой-то другой способ построения лояльности. И в рамках благотворительности же, понимаете, еще все равны – нет начальников и подчиненных, все участвуют как люди, и для компании это важно. Ну кем-то движет, наверное, стремление к пиару, да – если мы сейчас сделаем какую-то яркую акцию – про нас, может быть, напишут, не знаю, в местной прессе или напишут сотрудники в соцсетях и так далее. Это тоже нельзя отрицать. Компаниям важно находить новые поводы для коммуникации с обществом. Это способ для компании, в том числе и сделать что-то совместно с местным сообществом, да, если они не в рамках офиса продолжают оставаться в этот «Щедрый вторник», а выходят на улицу и что-то делают там с местной некоммерческой организацией, или в местной школе, или в университете – это такой хороший повод. 

Л. Горская 

– А кем-то движет филантропия – я таких людей тоже знаю. 

М. Черток 

– Конечно. Но мы сейчас говорили с вами про компании. Компании, они, понимаете, как бы... 

Л. Горская 

– В том числе для компаний. 

М. Черток 

– Ну как бы они не имеют сердца, они имеют рациональность некую. 

Л. Горская 

– Решение, как правило, принимаются на уровне человека конкретного с сердцем. 

М. Черток 

– Решение – конечно. Да, конечно, это нельзя отрицать, но просто с нашей точки зрения для компании, для того чтобы сделать благотворительность в компании устойчивой, она действительно должна способствовать решению каких-то задач, а не просто как бы сердцем. Потому что иначе потом сотрудник сменился, пришел сотрудник с каким-то другим сердцем – и все. 

Л. Горская 

– А такое тоже бывает, кстати. 

М. Черток 

– Такое тоже бывает. Но конечно, если речь идет о людях, то несомненно, вот этот момент эмоциональный очень важен. Хотя хотелось бы, чтобы и рациональность присутствовала тоже. Потому что эмоционально можно помочь кому угодно – хоть мошеннику, хоть тому, кому ничего не надо, – и все равно почувствовать себя хорошо, на душе тепло, и мне все равно, куда пошли мои деньги, я зато такой добрый и сделал вот тут что-то благотворительное. Но это в итоге может складываться в очень большие деньги, которые идут не поймешь на что. Поэтому лучше подумать еще немножко, разобраться и сделать так, чтобы была какая-то польза. 

Л. Горская 

– У меня сложилось впечатление, что на полях, как сейчас принято говорить, «Щедрого вторника» должно происходить общение самих участников этого «Щедрого вторника», которое, возможно, должно порождать какие-то новые проекты, новые идеи – есть такое? 

М. Черток 

– Это очень хорошо вы заметили, потому что действительно «Щедрый вторник» это повод для сотрудничеств и для партнерства, и повод для экспериментов. И все это вместе, конечно, создает вот эту среду для обмена опытом, для того чтобы обсудить, что работает, что не работает, какие практики хорошие, какие, может быть, не очень. И мы со своей стороны, вот мы говорили про нашу роль такую странную... 

Л. Горская 

– Условных организаторов. 

М. Черток 

– Условных организаторов, да. Мы со своей стороны очень много стараемся для этого делать. Например, вот недавно мы выпустили сборник кейсов по результатам прошлого года, он тоже есть на сайте, где...  

Л. Горская 

– Щедрыйвторник.рф (http://www.givingtuesday.ru)  

М. Черток 

– Все могут почитать, что кто делал разное, у кого что получилось. И в принципе это еще и способ поделиться идеями. «Щедрый вторник», он, знаете, еще хорош тем, что нет ни у кого никакого копирайта ни на что, это как бы открытая такая система. Как, знаете, есть с открытым кодом программы, где все участвуют в ее написании, и все соответственно пользуются. Вот «Щедрый вторник» – он такая программа с открытым кодом, и все вносят свой вклад – интеллектуальный, творческий – в то, чтобы это движение развивалось. А мы со своей стороны всячески стараемся, чтобы эта информация распространялась и была доступна, и организации сотрудничали. Мы, кстати, по результатам проводим опрос участников – ну не все, конечно, на него отвечают, но довольно многие отвечают. И один из очень важных результатов – это попробовать что-то новое и найти новых партнеров.  

Л. Горская 

– «Щедрый вторник». 27 ноября. 

М. Черток 

– Да. 

Л. Горская 

– Регистрация до какого числа? 

М. Черток 

– В принципе регистрация абсолютно не обязательна, но если вам хочется, чтобы мы вас посчитали в качестве партнера, если вам хочется нанести свое событие на карту и поставить его в календарь, то уже сейчас можно регистрироваться на сайте «Щедрыйвторник.рф» (http://www.givingtuesday.ru). Не требуется ничего, никакой платы, никакой проверки, просто добавляйте свою организацию, можно добавить свой логотип, дальше можно будет добавить свое событие или много событий, и они появятся на карте. 

Л. Горская 

– Чуть раньше, 20 ноября начинается «Неделя признаний» и конкурс «Моя щедрая история», которые будут проходить в соцсетях. 

М. Черток 

– Там же, на сайте можно сфотографироваться в фотобудке и оставить свое признание или добавить свою историю, для того чтобы она приняла участие в конкурсе и просто появилась в галерее историй. И просить своих друзей голосовать. 

Л. Горская 

– Как-то не очень честно, мне всегда казалось, просить кого-то голосовать. Или это нормальная практика? 

М. Черток 

– Ну это вообще совершенно нормальная практика. Потому что наша задача, конечно, чтобы максимальное количество людей участвовало так или иначе, например, просто прочитав историю. Может быть, не только вашу, может быть, и другие какие-то истории люди прочитают, они им понравятся, они за них тоже проголосуют. 

Л. Горская 

– Ну что же неделя до старта «Недели признаний» и «Моей щедрой истории», и две недели до самого «Щедрого вторника». Я надеюсь, что он будет еще ярче. Ну он будет еще ярче, это условные организаторы не признаются. 

М. Черток 

– Мы уверены, что он будет еще ярче, мы просто не знаем, насколько. 

Л. Горская 

– Ну посмотрим. Наше время, к сожалению, подошло к концу. Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире была программа «Светлый вечер». Ее для вас провела Лиза Горская. У нас в гостях была Мария Черток, директор Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ». Всего доброго. 

М. Черток 

– До свидания. Участвуйте в «Щедром вторнике». 

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем