Как-то я ехала в маршрутке, и рядом со мной сидела молодая пара. Их разговор был слишком громким, чтобы абстрагироваться, и мне невольно пришлось подслушивать.
- Ты книги любишь? – спрашивал парень.
- Да, а ты? – спрашивала девушка.
- Люблю. Недавно прочёл «Возможность острова». Читала?
Девушка замотала головой.
- Классная книжка. Это такой… роман-утопия. Мишеля Уэльбэка.
Примерно в таком же духе продолжился разговор о музыке, о хобби и, наконец, я и другие пассажиры маршрутки стали свидетелями вечной шаблонной сцены.
- Родители замучили. Тебе, говорят, уже двадцать два, а ты всё не замужем, – жаловалась девушка.
- Понимаю. А ты что? –спросил парень.
- А что я? Не время ещё, говорю. На работе не освоилась, диплом не получила. С жильём вопрос висит…
- Да, – закивал головой парень. – Согласен с тобой. Брак никакой гарантии не даёт. Я знаю: был разок женат. Прожили два года: сплошные скандалы и непонимание. Развелись. Со свадьбой не стоит торопиться. Счастливый брак – это…утопия.
- Ну, да, наверное,– ответила девушка, явно смущённая признанием своего спутника.–Надо всегда надеяться только на себя. Даже в браке: надо иметь ходы отступления.
Парень поближе прижал девушку к себе, и на этом разговор сбросил свои обороты. Окружавшие парочку пассажиры, и я в их числе, облегчённо выдохнули. Уж больно личную философию нам пришлось послушать в конце рабочего дня.
Через несколько минут парочка вышла, а мне оставалось ещё полчаса – до конечной. Всю дорогу я думала об их разговоре и мысленно пыталась объяснить той несчастной девушке, что счастливый брак, – это никакая не сказка и не выдумка. Это – труд. И труд этот есть любовь, что является…эквивалентом того самого «счастья», которое её спутник так опрометчиво назвал утопией.
А вот молодому человеку мне почему-то ничего не хотелось сказать. Разве что… хотелось немного поправить его литературные познания: «Возможность острова»Уэльбэка– это не утопия. Это антиутопия.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.