Долгое южное лето кончилось. В Краснодар пришли дожди. В один из таких пасмурных осенних дней четверо работников Краснодарского Детского театра собрались пообедать. Намечалось настоящее пиршество: только что они получили свой суточный паёк – четыреста граммов чёрного хлеба. Шёл страшный голодный тысяча девятьсот двадцать первый год.
По кружкам разлили крутого кипятку, и уже собрались было приступить к трапезе, как вдруг раздался тихий стук по оконной раме. Сквозь залитое дождём стекло неясно виднелся силуэт сгорбленного старичка. Но открыв окно, четверо людей с ужасом увидели, что перед ними вовсе не старик, а… ребёнок, маленький мальчик! От голода он с трудом передвигался, и опирался на суковатую палку. Лицо его было сморщенным и опухшим. Он медленно поднёс руку к губам, потом вытянул её в направлении смотрящих из окна, и еле слышно прошелестел:
- Крошечку… Только б во рту подержать…
Ни секунды не размышляя, все четверо протянули ребёнку свои пайковые краюхи. Мальчик со слезами, дрожа всем телом, жадно кусал хлеб.
- Как тебя зовут? – неожиданно спросил молодой человек в коричневом костюме и круглых очках. - Где ты живёшь?
- Ваняткой, - с набитым ртом ответил ребенок, и указал на соседний дом на противоположной стороне улицы.
- А родные у тебя есть?
- Есть. Мамка и сёстры.
Мужчина на секунду задумался, а потом решительно проговорил:
- Ну, вот что, Ванятка. Ты сейчас ступай домой, отнеси своим хлеба, а попозже я к вам зайду, и чем смогу, помогу.
Молодого человека в очках звали Самуил Яковлевич Маршак.
Легендарный детский писатель и поэт оказался на Юге России в самом начале Первой Мировой войны. В тысяча девятьсот пятнадцатом году он вместе с семьёй поселился в маленьком городке Острогожске под Воронежем. И почти сразу Маршаков постигло страшное горе – их двухлетняя дочка Натанель опрокинула на себя кипящий самовар, и от ожогов умерла.
Именно в это время Самуил Яковлевич написал супруге Максима Горького, Екатерине Павловне: «Сейчас мне хотелось бы одного: отдаться всей душой делу помощи несчастным и обездоленным, помогать детям». Из Острогожска Маршак перебрался в Воронеж, где стал добровольно оказывать помощь беженцам из прифронтовой полосы, которыми город был тогда буквально наводнён. Он разыскивал на улицах беспризорных или потерявшихся детей-беженцев, помогал им обустраиваться в специальных приютах для переселенцев.
Но вскоре судьба забросила Маршака ещё дальше на Юг – в Краснодар. Он приехал туда в тысяча девятьсот семнадцатом, а вскоре город оказался охваченным гражданской войной. Но и в таких тяжёлых условиях Самуил Яковлевич нашёл возможность быть полезным людям. Он помогал работе ведомства по делам беспризорников, спасая детей от голода и холода, часто делая для них даже больше, чем официальная структура нового государства. Так, например, однажды он приютил в своём доме больную тифом девочку, которую они с женой самоотверженно выхаживали несколько месяцев.
Но самое главное, что удалось сделать Маршаку за его недолгое пребывание в Краснодаре – открыть там поистине феноменальное для того времени явление – Детский городок. Сейчас так почему-то принято называть маленькую площадку с песочницей, качелями и горкой. Но Городок Маршака был совсем другим.
Ему удалось выхлопотать целый комплекс зданий, в которых разместились школа, детский сад, учебные мастерские, столовая, и даже детский театр, для которого Самуил Яковлевич лично писал и ставил пьесы. Он договорился с властями о продовольственном снабжении, и маленькие обитатели городка получали обеды.
Сюда, в этот свой по-настоящему сказочный Детский Городок, привёл Маршак и Ванятку, постучавшего пасмурным осенним днём в его окно. Теперь мальчик каждый день ел хлеб и суп, и даже оставалось, что принести домой маме. Он учился плотничать, ходил в школу, а по вечерам заливисто смеялся над шутками Петрушки в Детском театре. И таких вот Ваняток, которых Детский Городок Самуила Яковлевича Маршака вырвал из лап голода и нищеты, было ещё очень и очень много.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!