2019-05-16

Ин., VI, 40-44 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться
5-17

Спас Вседержитель

Ин., VI, 40-44 (о. Дмитрий Барицкий)

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.
42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?
43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
44 Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который мы только что услышали, описана реакция иудеев, на слова Христа о Своем тесном единстве с Богом. Им казалось это неслыханным кощунством. Как может какой-то плотник из Назарета дать нам жизнь вечную? Как может этот простолюдин быть Сыном Божиим? Согласитесь, вполне закономерный и типичный ход мысли для человеческого восприятия. Окажись мы на месте тех евреев, скорее всего нас мучили бы такие же сомнения. Слишком обыден и прозаичен был образ Христа, чтобы увидеть в Нем Творца. Но только ли в этом была причина такого неприятия? Ведь были и те люди, которые сумели разглядеть в странствующем проповеднике Мессию и Спасителя.

Дело в том, что иудеи были слишком заняты собой. Они слишком полагались на свое образование и на свои знания. У каждого из них был собственный стандартный набор представлений о Боге, который они считали истиной в последней инстанции. А потому их, в сущности, не очень интересовало то, какой Бог на самом деле, или, что о Нем могут сказать другие. Они даже друг с другом вступали в ожесточенные богословские споры из-за всякой мелочи. Ведь любая мысль о Творце, которая нарушала их ухоженные, логически выверенные богословские схемы, казалась им небылицей и страшным кощунством. Однако им и в голову не приходило, что Господь может действовать как-то иначе, нестандартно, вопреки их представлениям.

Иметь собственное представление об окружающем мире, и людях, которые встречаются нам на пути, в принципе неплохо. Часто это помогает нам избежать опасности и ошибок. Однако бывают такие случаи, когда именно это мешает нам вглядеться в суть явления. Вспомните бессмертную «Одиссею» Гомера. Никто не смог распознать правителя Итаки, в странствующем нищем. Над ним издевались и смеялись. Распознать метаморфозу смогло только любящее сердце и внимательный взгляд Эвриклеи, старой няни Одиссея.

Так же обстоит дело и с Богопознанием. Подчас мы сами мешаем Богу проявить Себя в нашей жизни. Ограничиваем Его своим опытом, своей житейской логикой, своими бытовыми богословскими схемами. У нас на все готов ответ. В этом отношении весьма интересен один случай. Однажды к митрополиту Антонию Сурожскому пришла женщина, которая пожаловалась ему на то, что не может услышать Бога во время молитвы. Хотя молилась она регулярно. Ответ митрополита был приблизительно следующий: «Попробуй просто помолчать и вслушаться. Возможно, ты Его не слышишь, поскольку все время говоришь сама».

Вот этого умения вслушиваться в Небо и не хватало иудеям. Они слышали только самих себя. Поэтому и говорит им Спаситель: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». Некоторые думают, что речь здесь идет о предопределении. Бог, дескать, кого-то изначально избрал для спасения, а кому-то в нем отказал. Совсем нет. Христа можно увидеть лишь научившись всматриваться в жизнь и вслушиваться в окружающих нас людей. Лишь в этом случае многие привычные вещи окажутся совсем не такими, какими мы их себе представляли. А Господь проявит Себя там, где мы совсем не ожидаем Его увидеть.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (44 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...