Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12
03 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
04 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
05 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
06 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
07 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
08 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
09 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Согласно закону Моисея, если жена сделает что-то противное мужу, он может дать ей разводное письмо и в таком случае брак будет расторгнут. Особых пояснений, что же это за такое противное, пророк не оставил, а потому многие злоупотребляли этим законом. Основанием для развода в иудейской среде могло стать все, что угодно: женщина плохо приготовила обед, заговорила с незнакомым мужчиной, имела вздорной характер, или же просто наскучила своему мужу. Поэтому в эпоху Христа практика развода без особых причин была широко распространена.
Спрашивая Спасителя о разводе, фарисеи пытаются поймать Его в ловушку. Хотят, чтобы Он сказал нечто против закона Моисея: дескать, закон не верен, Моисей ошибся. Однако Господь обращает их оружие против них самих. По его словам, закона Моисея относительно развода — это всего лишь снисхождение к немощам евреев. Ведь пророк понимал, что многие его соотечественники люди грубые и жестокосердные. Если требовать от них идеала супружеской жизни, которой они просто не в состоянии достигнуть, может случиться худшее. Они начнут или тайно изменять своим женам, или же будут устраивать разводы собственными коварными методами, вплоть до физической расправы. Поэтому и дан был такой закон, чтобы хоть как-то пресечь возможное беззаконие.
Взамен Спаситель напоминает им, что институт брака имеет божественное происхождение, т.к. был установлен Самим Создателем. Двое людей в семейной жизни таинственным образом становятся единым целым. А потому нельзя разрушать союз супругов, руководствуясь легкомысленной прихотью, подчиняясь сиюминутным настроениям, эмоциям или же похоти.
Такой идеал потрясает учеников. Ведь, вдруг, для развода есть объективные причины. Например, брак несчастен. Наверняка, в этот момент им на ум приходит какая-нибудь из иудейских поговорок типа такой: «В числе тех, кто никогда не увидит лица геенны, тот, у кого была вредная жена». В результате они приходят к выводу, что лучше вообще не жениться. Однако Господь отвечает им, что для этого необходимо конкретное призвание свыше. Скопцы, то есть евнухи, для Царства Небесного — это те, кто по своему внутреннему устроению могут найти удовлетворение лишь в Боге. Никаких других причин для того, чтобы не вступать в брак, у человека нет.
Итак, отрывок, который мы только что услышали, предлагает нам два идеала: идеал жизни в браке, то есть жизни для другого человека, и идеал жизни для Бога, посредством отказа от радостей семейных отношений. Оба кажутся недостижимыми и неподъемными. Однако за этими евангельскими образами скрывается очень важная истина, на которой христианская традиция не перестает делать особый акцент. Если человек хочет обрести в этой жизни себя, найти в ней свое место, он категорически не имеет права жить в свое удовольствие, как ему вздумается. Это дорога в никуда. Единственное, что человек найдет на ней — горечь разочарований в себе и в людях. Вся наша жизнь обретает смысл и становится полноценной лишь в том случае, если мы встаем на путь служения Богу и ближнему, стремимся к исполнению евангельского идеала. Если мы искренне в этом своем желании, стараемся двигаться по этому пути, Господь укажет нам на наше призвание. Он или пошлет нам человека, с которым мы сможем создать крепкую семью. Или дарует нам силы, благодаря которым мы сможем находить утешение только в Нем одном.