2018-06-14

Мф., X, 23-31 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться

Мф., X, 23-31 (еп. Феоктист (Игумнов)

23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28 И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
30 у вас же и волосы на голове все сочтены;
31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

Комментирует епископ Городищенский Феоктист.

У Священного Писания есть несколько уровней прочтения. Евангелие от Матфея — не исключение. Христовы инструкции для апостолов, помимо своего прямого значения, имеют и другой смысл, который совершенно не очевиден на первый взгляд. Этот смысл никак не связан с проповедью, с гонениями, с Палестиной и с самими апостолами. Он имеет отношение к борьбе со страстями и с приобретением добрых христианских навыков, с тем, что святоотеческая письменность называет стяжанием добродетелей.

И наши тела, и наши души живут и развиваются по законам, которые установил Бог. Эту мысль можно принимать, можно ее отвергать. Можно верить в существование Бога, можно не верить, Бог уважает свободу человека, и Себя Самого никому не навязывает. Законы духовной жизни в своей неотвратимости равны законам физического мира. Тот факт, что маленький ребёнок ещё не вполне освоился в мире вещей и земного притяжения, не избавляет его от риска упасть и больно удариться. Нечто похожее есть и в сфере жизни души: незнание и неверие не избавляет от последствий нарушения духовных законов. Священное Писание это не только рассказы о давно живших людях, не только пророческие откровения, это, в-первую очередь, базовый курс духовной жизни. Именно так его понимали святые комментаторы. В самых простых исторических рассказах они стремились видеть раскрытие секретов устроения человеческого духа. Сегодняшнее повествование про начало апостольской проповеди — не исключение. Например, преподобный Максим Исповедник в словах Христа Спасителя «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» видел указание на принцип упражнения в различных видах аскетических подвигов. Под «городом» он понимал одно из множества аскетических деланий, таких как добровольное ограничение в еде, в сне, усиленное молитвенное правило и тому подобное. Если достаточно долго упражняться в какой-либо одной добродетели, то неизбежно возникают гордость и тщеславие, приходит некоторое превозношение над теми, кто поступает иначе, например, над теми, кто не соблюдает пост. Это, по мысли преподобного Максима Исповедника, и есть попытка выдворить из города, а так как Христос Спаситель не призвал Своих апостолов оставаться в городе несмотря ни на что, напротив, Он сказал бежать в другой, то и преподобный Максим советует оставить строгость одного подвига и перенести все силы на другой, тот, в котором ещё нет особых успехов.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (27 оценок, в среднем: 4,89 из 5)
Загрузка...