* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 2, 13-23 (о. Стефан Домусчи)
753px-Flight_into_Egypt_assisi

Бегство в Египет (Джотто, церковь Сан-Франческо в Ассизи).

Мф., 4 зач., II, 13-23 (о. Стефан Домусчи)

13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

С чем для нас связано Рождество? С чувством праздника, чуда, радости от того, что Бог пришел в мир. История Рождества Христова для большинства людей давно превратилась в лубок, в прекрасную почти сказочную картинку, наполненную светом от того, что Бог пришел в мир, от того, что ради нас воплотился Тот, кто спас нас от греха, проклятия и смерти.

И все же Евангелие оказывается честнее рождественской открытки. В нем есть радость Рождения Христа и радость Пасхи, но эта радость торжествует через боль и страдания, как только и может торжествовать Бог в мире, который от него отвернулся и живет по чуждым Ему законам.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как Мария и названный отец Христа Иосиф бегут в Египет, потому что получают от Ангелов предупреждение о том, что младенца Иисуса хотят убить. Казалось бы рожденный младенец еще никому ничего не сделал, за что его убивать? Тем более, не за что убивать младенцев мужского пола живших в той местности, в надежде убить в их числе и Христа. Евангелие рассказывает эту историю в очень спокойном ключе, в ней практически отсутствуют оценки, сожаления, возмущения и все прочее, чем мы сегодня сопроводили бы подобную историю.

Причина этого не только в особенностях древних текстов и не в том, что люди древности были менее сентиментальны и иначе чем мы воспринимали боль... Конечно, отчасти все это так, но лишь отчасти.

Почему же Евангелист не останавливается на вопросе безвинных страданий? Нельзя сказать, что ответ прост, но он может быть связан с тем автор Евангелия целомудренно доверяет Богу тайну этого страдания. Не потому что она его не беспокоит, а потому что Бог не объясняет нам тайну страдания, Он ее с нами разделяет. Христиане, которые у детского гроба начинают читать нотации родителям и объяснять им причины страданий не понимают, что единственное объяснение страданий мы можем услышать из уст распятого Христа. И поэтому вместо того, чтобы обвинять родных или примитивно объяснять эту тайну, лучше сострадать и молиться...

Кроме того, евангелист явно подчеркивает, что дети умирают по злой воле Ирода, который боится за свое благополучие, за свою власть. Пожалуй, нет более гнусного преступления, чем преступление против слабого, немощного, того, кто не способен за себя постоять... Но разве в наше время дети не умирают из-за того, что кто-то боится за свое благополучие? Разве рассказ этот не призван подчеркнуть весь ужас именно такого подхода к жизни? Ужаса от того, что мы уже давно согласились внутренне с подобным подходом. Подходом, который уничтожает на своем пути все, что может помешать комфорту... И прежде всего то, что беззащитно.

Если же все это так, если услышав сегодняшнее Евангелие мы ужаснулись той неимоверной жестокости, которую проявил Ирод, задумаемся над тем, не являемся ли мы его сотрудниками? Не поступаем ли так же? И если нет, то как нам, каждому из нас, жить, чтобы страданий в мире стало меньше... Как помочь болеющим, неимущим, тем кто унижаем или обделен вниманием.

В сегодняшнем чтении мы видим Христа, который внешне избегает страданий, но делает Он это лишь для того, чтобы во взрослом возрасте разделить эти страдания в полной мере... И вот мы приходим ко Христу... уже взрослые, сознательные люди... Но приходим не только для того, чтобы встать перед ним с мольбой, но и для того, чтобы встать рядом с Ним перед лицом несовершенного мира...