Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 3-9
03 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
04 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
05 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
06 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
07 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
08 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
09 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
Мк., XIV, 3-9 (прот. Павел Великанов)
3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4 же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Евангелист Марк — это прекрасный мастер контрастов. Только что он говорил о преступном заговоре иудейских начальников, которые уже решили убить Иисуса — осталось только понять, как бы это сделать без особого шума и возмущения в народе — и тут же евангелист рассказывает нам трогательную историю о помазании Иисуса некой женщиной. Перед нами — картина проявления глубокой и искренней любви к Иисусу, которая была выражена необычным образом. В традиции иудейского гостеприимства было привычным делом нанести несколько капель благовонного масла на голову гостя — но женщина делает нечто большее: она разбивает сосуд с очень дорогим благовонием — нардом — и буквально возливает его на голову Иисуса. Очевидно, что в этом символическом жесте находит своё проявление благодарность и глубочайшее уважение к Иисусу — которое с точки зрения окружающих было излишним, неразумным. Они своим негодованием как бы говорят: нет, мы не против почитания Иисуса — но это уже перебор: Он же не царь, чтобы Его так расточительно помазывать дорогим маслом! В ответ они слышат невероятное: «Да, — говорит Спаситель, — Я — не Царь, а Уже Приговорённый, и вы думаете, что эта женщина переусердствовала в почитании Меня — но на самом деле она всего лишь подготовила Моё тело к погребению!»
Конечно же, у самой женщины и в мыслях ничего подобного не было. Она всего лишь хотела выразить своё отношение к Иисусу — и не нашла ничего лучшего, как поступить именно таким образом. Искреннее движение её благодарной души оказалось совершенно правильным — для Спасителя — несмотря на всю неразумность и предосудительность с точки зрения остальных людей. Насколько этот поступок выходил за рамки, становится понятным из указания Марком стоимости благовония — 300 динариев — это годовая зарплата работника! Целый год надо было работать не покладая рук, чтобы получить такую сумму — и каким же надо быть безумцем, чтобы в один момент всё это богатство потратить впустую!
Сегодняшний евангельский эпизод побуждает задуматься вот над чем. Рассказывают, что когда разрабатывали сверхзвуковой самолёт Ту-144, Туполеву показали модель. Он посмотрел и сказал: «Нет, не полетит!» «Но почему? Всё точно просчитано! — возмутились инженеры. «А модель некрасивая. Некрасивое — не летает!» Соединяя этот случай с евангельской историей о помазании Иисуса, хочется добавить: всё, что сделано искренне красиво — не может оказаться бессмысленным и бесполезным. Поступок женщины — сам по себе — необычайно красив, хотя и выглядит нерациональным расточительством. Но красота поступка тотчас превращается в функциональность: да, она выражала свою любовь — а на деле, сама о том не подозревая, подготовила тело Спасителя к погребению.
Сегодня мы живём в очень расчётливом мире, где практичность и функциональность — превыше всего. Может, именно поэтому столь часто «слишком умная техногенная цивилизация» оказывается в очередном тупике — куда сама себя загнала — потому что забыли о том, что «некрасивое — не летает», зато истинно красивое — где бы оно ни было — всегда пригодится?...