Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12

01 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

02 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.

03 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

04 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

05 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

06 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

07 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

08 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

09 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12 (прот. Павел Великанов)
73717.p

Притча о злых виноградарях

Мк., 53 зач., XII, 1-12 (прот. Павел Великанов)

1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча о злых виноградарях — это очень важная притча среди прочих иносказаний Христа Спасителя. Именно этой притчей Иисус подытоживает предыдущие слова о том, что же произошло с отношениями между Богом и некогда избранным Им народом, Израилем. Смысл притчи был совершенно прозрачен для слушателей — поэтому и неудивителен тот эффект, который она произвела: иудеи были в такой ярости, что готовы были тут же, на месте буквально растерзать Того, Кто посмел произнести столь жёсткие, хлёсткие и категоричные слова.

В притче мы видим целый ряд обличений — то есть перевода определённых смыслов из скрытых в явные. Первое обличение касается характера отношений между господином виноградника — Богом — и работниками — то есть иудеями. Эти отношения несимметричны: Бог бесконечно доверяет Своим избранным труженикам — но для самих рабов Бог — всего лишь средство достижения собственного благополучия. Они не любят Его, а только «терпят» — и то, до поры до времени.

Второе обличение касается упрямой нераскаянности. Бог посылает пророков, чтобы еврейский народ «пришёл в себя», одумался — но и эта попытка вернуть на правильный путь заканчивается смертью посланников. Иудеи не любили вспоминать библейские эпизоды о незавидных судьбах пророков — но будучи встроенными в контекст притчи, эти факты превратились в жгучее обличение.

Третье обличение связано с преступным поступком по отношению к сыну виноградника — то есть Сыну Божию, Христу Спасителю — которое в притче описано как уже свершившееся — но для слушавших иудеев было пока только злым замыслом, известным небольшой группе духовных вождей. В притче Иисус раскрывает перспективу, которая ожидает иудеев, если они не опомниться и не перестанут ожесточённо сопротивляться Богу: они всё потеряют — и виноградник, который они уже считали своей собственностью, перейдёт в другие, более надёжные и честные руки.

Слушая эту притчу, невольно задумываешься: но разве к нам, христианам, она имеет хоть какое-то отношение? Мы же не противимся Богу, не пытаемся присвоить Его «хозяйство», пророков не уничтожаем — тем более что их как-то и не особо-то видно в нашей жизни. Но ведь беда в том, что и слушавшие эту притчу иудеи были точно так же уверены в собственной правильности — и поэтому обличительные слова Христа были совершенно невыносимы для их слуха? Давайте подумаем, а на самом ли деле мы ощущаем себя именно нанятыми работниками — а не собственниками — Божьего виноградника?

Я предложил бы задумать вот о чём. У каждого из нас есть тело. Произнеся эту фразу — тотчас останавливаешься. Да, вроде бы всё правильно — это моё тело — а чьё же ещё? Моё — значит, моя собственность. Которой я распоряжаюсь по своему усмотрению. А теперь посмотрим через призму притчи. Но разве моё тело — не один из Божественных даров, которые в изобилии поданы мне для временного — подчеркну, именно временного — использования? А я его уже присвоил себе — и отношусь точно так же, как виноградари из сегодняшней притчи? И когда ко мне приходят посланники от Господа — болезни, скорби — напоминающие о том, кто настоящий Хозяин — я с гневом стремлюсь как можно скорее избавиться от них, чтобы снова погрузиться в привычное состояние самодовольства?

Помоги же нам, Господи, почаще вспоминать, что только Ты — Самый Главный Господин всей нашей жизни, и всё, что мы имеем — лишь Твоё поручение, данное нам!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!