Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 22-40
22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, || принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,-
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец.
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
То, о чем мы только что услышали, апостол и евангелист Лука мог узнать только от одного человека: от Самой Божией Матери. Об этом Лука говорит на протяжении второй главы своего Евангелия дважды: «а Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём» (Лк. 2:19); и «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своём» (Лк. 2:51). Церковное предание однозначно и без всякого сомнения говорит о том, что Пресвятая Богородица не испытала обычных для женщин мук рождения Ребёнка, но этот факт и факт зачатия от Духа Святого не делают Ее жизнь сплошным праздником, Симеон пророчествует, что Ей Самой «оружие пройдёт душу», то есть Ей придётся пострадать и пострадать немало от того, что «откроются помышления многих сердец». Последование евангельского текста увязывает боль души Божией Матери не столько со Страданиями Ее Сына, сколько с тем, как на Него, на Христа, будут реагировать люди, с их к Нему отношением. Да, именно ненависть ко Христу привела Его на Голгофу, но Он воскрес и вознесся, а отношение к Нему с нашей стороны продолжает быть диаметрально противоположным. С момента, как пришёл Господь в мир, все человечество можно разделить на две группы: тех, кто со Христом, и тех, кто против Него.
Конечно, наш современник может сказать, что эта мысль не совсем логична, по той простой причине, что можно не занимать никакой позиции. Не хулить Христа и не принимать Его. Не отрицать Бога и не верить в Него. Можно быть агностиком, находиться вне дискуссии о Христе и Боге. Такая позиция прекрасна своим удобством и кажущейся безопасностью. Но Евангелие доносит до нас такие слова Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Получается, что нейтральная позиция с точки зрения Христа Спасителя равна позиции богоборца. Конечно, такие слова Бога довольно жёсткие. Но, с другой стороны, спасение настолько велико и значимо для человека не только в глазах самого человека, но и в глазах Бога, ведь Он говорит: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26), — что стоит задуматься всякому о том, чему учит христианство, о чем свидетельствует сегодняшнее Евангелие.