2019-02-11

Мк., 54 зач., XII, 13-17 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться

32352819Мк., 54 зач., XII, 13-17 (еп. Феоктист (Игумнов)

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Этот эпизод нашёл своё место в рассказах трёх евангелистов: Матфея, Марка и Луки. На услышанных нами словах Христа строилось и строится отношение христиан к государству. До какой степени и в каком отношении государство имеет власть над христианином? И имеет ли оно вообще какую-либо власть? Спаситель даёт ясный ответ: государство имеет власть над своими подданными и неповиновение входит в состав преступлений нравственного характера. Он же говорит и о границах власти государства. Пожалуй, лучше других развёрнуто пояснил мысль Христа блаженный Августин. Ему принадлежат такие слова: «Мы — монеты Божьи; как монеты из сокровищницы, ушли мы в скитания. В блуждании истёрлось то, что было на нас запечатлено, то есть образ Божий. Однако явился Тот, Кто обновит нас, ибо Сам нас создал, и Он Сам ищет монету Свою, как ищет свою кесарь. Кесарь ищет образ свой — возвращайте! Бог ищет образ Свой — возвращайте! Да не потеряет в вас кесарь монету свою, да не потеряет в вас Бог монету Свою».

Проблема здесь лишь в нас самих. Она та же самая, что и у фарисеев с иродианами. Эти люди совершенно не желали думать в тех категориях, о которых говорит блаженный Августин. Им было не до образа Божия в самих себе. У них сугубо практические приземлённые цели: есть оппонент и Его надо устранить. Методы значения не имеют. Оппонент опасен: Его слушают, за Ним идут, Он реальная угроза не только им самим как народным авторитетам, но и угроза сложившемуся общественному строю. Если же научиться мыслить в категориях блаженного Августина, то все становится на свои места. Примером мыслителей такого рода являются наши святые, как древние, так и современные. Всем им абсолютно неинтересно государство и то, что принадлежит «кесарю». Они не пытались изменить государственное устройство в том случае, если государство не требует нарушить нравственный закон. О том же самом говорят и Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху» (III.5). К счастью, современное нам государство может и не совершенно, но оно никого не принуждает к нравственным преступлениям, следовательно, мы совершенно спокойно может делать ровно то, что сделал Христос Спаситель в сегодняшнем евангельском чтении: отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (50 оценок, в среднем: 4,98 из 5)
Загрузка...