Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 32-45. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 32-45 протоиерей Павел Великанов

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шёл впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим.
36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Перед нами — очень некрасивая, я бы даже сказал, скандальная история отношений внутри апостольской общины. Это в нашем сознании, пройдя сквозь фильтры благопристойных житий, пафосных восхвалений мы можем думать об апостолах как о каких-то почти бесплотных небожителях — но Евангелие одним махом разрушает подобные мифы. Евангелист Марк показывает апостолов совершенно нормальными, обычными людьми, которым не чужды привычные нам тщеславие и честолюбие, поиск «местечка потеплее» да повыгоднее. И — тут же — раздражение, гнев, осуждение — как только выясняется, что кто-то другой посмел покуситься на место, которое — с моей точки зрения — должно достаться только мне!

Учитывая, что всё это происходит на фоне слов Иисуса о предстоящих жутких событиях — предательстве, аресте, позорнейшем унижении и жестоком убийстве — становится понятным, что градус накала ситуации просто зашкаливает. Иисус им — о том, что Его скоро убьют — а они Ему — про министерские портфели! Какая наглость — и какое безумие! Как тут не впасть в ярость?

Но реакция Самого Иисуса — за пределами человеческого понимания. Он не обижается на учеников, застрявших в своих личных интересах. Он не злится на их бессердечность. Он не укоряет их за то, что думают они исключительно о самих себе, своих ожиданиях и страхах. Он поднимается, словно могучий орёл, над человеческими страстями и окутывает всех и вся Своей огромной любовью — любовью неразличающей, не оценивающей, не судящей, а только показывающей, куда надо двигаться, к чему стремиться. Он не пытается заниматься тщательным разбором причин, из-за которых апостолы никак не могут вырваться из плена своих грехов, а просто показывает им путь, которым если они пойдут, всё станет на свои места. И имя этого пути — служение. Не себе, любимому и единственному на всём белом свете, а тем, кого Бог тебе вручил быть рядом.

Как часто мы попадаемся в одну очень незаметную и очень благочестивую ловушку — эдакого «православного психоанализа греха», когда все силы человек бросает на борьбу с грехом во всех его малейших проявлениях! «Победить грех любой ценой — наша задача!» Эти не имеющие конца и края копания в собственных ошибках и недочётах своим результатом имеют то, что человек настолько свыкается с этой ролью «доморощенного психоаналитика для себя самого» — что вместо победы над эгоцентризмом вся жизнь без остатка оказывается посвящённой опять-таки себе — только теперь уже не любимому, а такому гадкому, скверному и ни к чему непригодному!

Мне хочется привести такой пример. Чем хороший учитель музыки отличается от плохого? Хороший не морщит лоб и не жмурится театрально, когда его ученик берёт не ту ноту — чтобы показать, насколько глуп, туп и ленив его подопечный. Напротив, он пропустит мимо ушей все те фальшивые звуки, которые никак не получаются у ребёнка и максимально сфокусируется на том, что вполне уже можно подправить! И сделает так, что маленький человечек уйдёт с урока вполне счастливым и довольным, что он — уже победитель, он взял ещё одну ступеньку и поэтому может быть вполне счастлив! А когда его увлечёт красота мотива, когда он услышит, как из-под пальцев педагога льются отголоски Божественной гармонии, он уже и сам захочет как можно чище и аккуратнее играть, потому что он уже слышал, он уже знает, какие волшебные звуки можно вызывать из небытия в бытие его собственными пальцами!

Бог — не просто хороший Педагог. Он — Гениален в своей деликатности и эффективности. Надо перестать жаловаться и стенать, что скрипка души у нас — никуда не годная, и струны — расстроены, и строй она вообще не держит, а взять и отдать её в руки Мастера и Учителя, чтобы Он Своей рукой показал нам, как может она чудесно звучать! Давайте же запомним этот звук, чтобы именно ради него прорываться сквозь любую фальшь нашей жизни!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!