2018-05-18

Ин., XIV, 1-11 (прот. Павел Великанов)
Поделиться
800px-Giovanni_Bellini_016

Преображение
(Джованни Беллини, 1480—1485)

Ин., XIV, 1-11 (прот. Павел Великанов)

1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня Церковь предлагает нам поразмышлять над фрагментом из прощальной беседы Христа Спасителя с учениками незадолго до Его предательства и ареста. Евангелист Иоанн описывает разговор, где сквозная тема — это посредничество Иисуса как Сына Божия между Богом Отцом и всем человечеством. Но Христос Спаситель говорит не только о том, что именно через Него, благодаря Ему человечество имеет доступ к Небесному Отцу: Он утверждает, что именно Он Сам и является единственно доступным для людей отражением, отпечатком Самого Бога. Это и есть смысл ответа на вопрос апостола Филиппа с наивной по-детски просьбой «показать Отца»: Сам Иисус и есть этот самый «показ», «свидетельство» об Отце.

С точки зрения любой религиозной системы подобное заявление звучало бы явным кощунством. Как можно отождествить Небесного, Непознаваемого и недоступного Бога Творца — и вполне ощутимого, видимого человека Иисуса? Но христианство берёт на себя дерзновение сделать этот шаг: да, всё именно так — Бог не просто «прикасается» к человеческому бытию, Бог Сам становится человеком — чтобы максимально плотно войти в человеческую жизнь, человеческую историю, стать неотъемлемой частью человечества как такового. Сам факт того, что Бог не возгнушался стать человеком, поднимает достоинство человеческой природы на какую-то просто немыслимую высоту.

Но что это значит в практическом плане для каждого из нас? Я бы предложил такой образ. Представим себе некоего человека, которых ходит по автосалону и постоянно ворчит. Какую бы модель автомобиля ему не предложили бы консультанты — он обязательно найдёт, к чему придраться и снова быть недовольным. Измучившись с капризным клиентом, сотрудники приглашают директора автосалона представить одну из моделей потенциальному покупателю. И вот, директор садится за руль, и выезжает с клиентом на тест-драйв. Поскольку директор не только прекрасно разбирается в каждой модели, но и очень любит именно эту марку автомобилей, он чувствует себя за рулём, как рыба в воде — и благодаря этому показывает все преимущества и достоинства каждого конкретного автомобиля. В итоге клиенту ничего не остаётся, как серьезно задуматься: а насколько его прежние претензии были обоснованы — или всего лишь надуманы по причине дурного расположения духа?

Бог, восприняв человеческую природу, дал каждому из нас великолепный пример, каким можно быть, имея такие же, как у нас, душу и тело. Мы даже не предполагаем, насколько «гениально сконструирован» и мастерски собран тот самый человеческий организм, который мы то нещадно эксплуатируем, «выжимая газ в пол», то бросаем в небрежении, то заливаем в него вместо полезного «топлива» разрушающие его «жидкости». Наша главная проблема не в том, что кто-то нам выдал «неисправную», «некачественную» машину — проблема сидит внутри нас самих как пользователей, водителей этого автомобиля. Но у нас есть живой пример — Христос Спаситель — Который не только оставил нам подробную инструкцию в виде Евангелия, как правильно «пользоваться», но и Сам постоянно находится рядом, подсказывая, уточняя, предохраняя от ошибочных поступков. Одно только «но»: Он никогда не вмешивается, когда Его об этом не просят. Поэтому вывод из сегодняшнего чтения очень простой: не забывать о том, что наш Наставник — всегда рядом, что Он — высочайшего класса профессионал, и поэтому чем чаще мы будем Ему задавать вопросы, тем больше шансов, что и наш уровень владения собой существенно вырастет!

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (37 оценок, в среднем: 4,97 из 5)
Загрузка...