2019-04-15

Ис. XLVIII, 17 - XLIX, 4, Быт. XXVII, 1-41, Притч. XIX, 16-25.
Поделиться
VA_011

Вавилонская башня. 1563 г. Худож. П. Брейгель.

Книга пророка Исаии. Глава 48, стихи 17-22. Глава 49, стихи 1-4.

17 Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
18 О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские.
19 И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих – как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною.
20 Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: “Господь искупил раба Своего Иакова”.
21 И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.
22 Нечестивым же нет мира, говорит Господь.

ГЛАВА 49.

1 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое;
2 и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня;
3 и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.
4 А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Жизнь так устроена, что человек зачастую пользуются давно известными путями: начиная с младенчества большинство из нас идет в детский сад, затем в школу, далее в армию, институт, на работу… Мы движемся по готовым рельсам, нас приучают к стереотипам, воспроизводим жизненные стереотипы. Люди, живущие вокруг нас, всегда знают, как учиться, работать или отдыхать. Обычно среди прочих знакомых есть люди, к которым мы прислушиваемся, советы которых кажутся нам полезными. Впрочем, порой мы понимаем, что полезность того или иного совета может быть далеко не одинаковой: один может быть удобен здесь и сейчас, но приведет к краху в будущем, другой может быть временно неудобен, но привет к полноте жизни в будущем. Чем старше и мудрее мы становимся, тем чаще ориентируемся на основательные и действительно полезные советы…

И все же, в определенный момент человек оказывается перед вопросами на которые необходимо искать ответы самому. Причем вопросы, не имеющие объективного, простого решения… Вопросы жизненные, от решения которых зависит вся дальнейшая судьба человека. Но если в юридических вопросах нам поможет юрист, в медицинских врач, а в строительных строитель, кто же поможет нам в вопросах жизненных? Кто подскажет нам, как жить?

В сегодняшнем чтении мы слышим как Бог говорит Израилю: «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти». Он искупитель и святыня Израиля, Он, обративший к своему народу столько строгих обличений, на самом деле любит его и желает ему помочь. Любой, кто ощущал себя членом этого народа, понимал, что это обращено не только ко всем вместе, но и к каждому лично. Но этим весть Исаии не ограничивается, потому что его книгу Церковь открывает всем: и иудеям, и язычникам. И эти, последние, блуждающие в многобожии и безбожии как во тьме, наконец, видят свет, потому что и их, каждого из них, Бог готов научать полезному, каждого готов вести по тому жизненному пути, по которому должно.

Но что значит «должно», спросит кто-нибудь? Неужели христианство учит тому, что всем и все уже предначертано и Бог просто ведет человека, без всякого его свободного участия? Конечно, нет. Если мы вспомним всю историю человечества: Бог просит Каина не совершать грех братоубийства, но Каин свободен… Бог призывает Ноя строить ковчег — и Ной соглашается… Бог зовет Авраама в далекий путь, но не заставляет его идти насильно. Авраам идет сам.

Бог может подсказать нам путь не потому что он состоит из конкретных решений, но потому что Бог знает к чему нас эти решения приведут. Будучи над временем, Он желает нам только одного: чтобы мы спаслись. Но пути бывают разные: простые и сложные… Он может подсказать нам какой путь для нас будет проще, на каком будет меньше потерь… Но самые важные вехи, основные указатели пути он уже сообщил нам, когда говорил о заповедях. Именно поэтому сказав о пути Он говорит: «О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские».

Этот последний образ трудно понять людям, у которых вода течет из крана. Но для древних река — источник жизни, а волны моря — то, что невозможно остановить. Человек, который живет по заповедям благоденствует и несет жизнь другим, и праведность его велика как море. В мире греха он может ощущать трудность своего пути, но награда его у Господа.

Бытие. Глава 27, стихи 1-41. 

1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.
2 [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;
3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,
4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.
5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;
6 а Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:
7 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и б лагословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.
8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:
9 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,
10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.
11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;
12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.
13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.
14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.
15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;
16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;
17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.
18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?
19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.
20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.
21 И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?
22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.
23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его
24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.
25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.
26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой.
27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь;
28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;
29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!
30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.
31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.
32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.
33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.
34 Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.
35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.
36 И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения?
37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?
38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал.
39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;
40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.
41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Для человека, который впервые сталкивается с этим рассказом или же не знает его традиционного толкования, совершенно очевидна непорядочность Иакова. Он в буквальном смысле своровал благословение, которое было предназначено для старшего брата. И не просто своровал, а воспользовался хитростью, обманул пожилого отца пока старший брат выполнял то, что поручил ему отец. Да, толкователи оправдывают Иакова, говорят, что он думает о небесном, а Исав о земном. Иаков помышляет о горнем и вечном, а Исав лишь о насыщении чрева, Иаков — пример для подражания, и ни в коем случае не надо быть похожим на Исава. Но думается, что здесь есть и нечто ещё. Иаков — родоначальник Израиля. Он тот, от кого по плоти произошёл Христос Спаситель. Его имя и его образ — непререкаемый авторитет. Он — столп. Логичным было бы не делать акцент на неблаговидных фактах его биографии. Но Библия — самая откровенная Книга в мире. Дальнейший библейский рассказ показывает нам, что Иаков и боговидец, и праведник, и мудрец, и святой. Никто не станет этого отрицать, но начинается все с крайне неблаговидных поступков. Кем бы ни был человек, он не застрахован от зла и от совершения греха. Чаще всего жития святых обходят вниманием эти моменты, но Библия — не житие. Она говорит обо всем так, как оно было. Конечно, имея в виду в первую очередь духовную правду. Она показывает, как из грешного, слабого и порочного человека Бог делает сильного и святого. Но происходит это далеко не сразу. О человеческом становлении своих героев Библия говорит совершенно откровенно. В ней нет идеализации героя, здесь только правда, только истина. Иаков был таким, каким мы видим его в сегодняшнем отрывке. Но пройдут годы, и он станет совершенно другим. Он сумел примириться с братом. Тридцать третья глава книги Бытия повествует об этом крайне трогательном эпизоде. Иаков не просто сказал Исаву «прости, был не прав», он «поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему» (Быт. 33:3). Такое действие было совершенно необычайным, оно заставило сурового мужчину, охотника Исава побежать навстречу брату и прослезиться. Иаков прекрасно осознавал всю неприглядность поступков своей молодости, он нашёл в себе силы изгладить их последствия и обрести мир. Нам, стоит помнить об этом примирении, когда мы читаем историю с получением благословения. Ведь она не только про земное и небесное, не только про конфликт двух братьев и не только про папиных или маминых любимчиков, она — про святых и ей не заканчивается история, а лишь начинается. Так бывает очень часто: нередко история святости начинается с греха. Но Бог Своим промыслом может обратить даже самый тяжёлый грех ко благу. Ведь Он благ, Он человеколюбив, Он не ждёт погибели кого бы то ни было, но всем желает спасения и помогает на этом пути.

Притчи Соломона. Глава 19, стихи 16-25.

16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
19 Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
22 Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
24 Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Часть отрывка, который мы только что услышали, посвящен весьма важной и актуальной на все времена теме — воспитанию детей. По словам премудрого Соломона этот процесс должен быть проникнут мудростью и любовью. О чем именно идет речь?

Первое, о чем пытается нам сообщить премудрый царь, — это очень простой принцип: если ты взялся кого-то воспитывать, то сам должен пройти путь, по которому стараешься провести своего подопечного. Хочешь научить плотничать, сам вначале стань плотником; научить водить машину, сам будь водителем; научить преподавать, сам будь педагогом; научить быть человеком, сам стань человеком. Тем более, если взялся научить ребенка жизни в соответствии с законом Бога, сам должен жить по этому закону. Только в таком случае воспитание и влияние на маленького человечка могут быть благотворными. В противном случае в наших уроках будет чувствоваться фальшь.

Более того, если вглядеться в наши уроки внимательней не окажутся ли они лишь нашими попытками реализовать несбывшиеся фантазии о себе самих? Поэтому, перед тем, как учить чему-то, необходимо не просто мастерство, необходима адекватная оценка самого себя: кто есть я, чего я достиг, не хочу ли я за счет собственных детей взять реванш за свои личные промахи и комплексы? А потому, могу ли я преподать этот урок не навредив? Уже само это наше отношение к процессу воспитания будет замечательным уроком. Ведь ребенок обязательно почувствует наше настроение. И даже если не возьмет от нас каких-то конкретных жизненно важных навыков, то получит главное — внутреннее понимание того, что главное в этой жизни — понять кто ты есть на самом деле, перед Богом, а не в своих грезах и представлениях. Тогда и жить ему будет намного легче.

И еще один важный момент, о котором мы узнаем из этого отрывка. Искренние любящие отношения между родителями и детьми нисколько не отменяют наказание за проступки. Когда в семье царит атмосфера любви и взаимопонимания, атмосфера неформального отношения между всеми ее участниками, наказания превращаются не в издевательство и пытку, а именно в наказ, то есть наставление. Лишь в этом случае справедливое наказание будет восприниматься естественно. Оно будет осознано ребенком адекватно, и урок пойдет на пользу. Но именно поэтому Соломон и говорит, что у любой строгости должны быть определенные ограничители: не действуй с досадой и раздражением, а с другой стороны — не возбуждай досады и раздражения. Наставления, преподанные с учетом этих условий, будут самым ценным наследством. В противном случае даже самое безобидное, казалось бы, нейтральное слово или запрет, которые формально не противоречат никаким нормам международного права и конвенциям о защите прав ребенка, могут исковеркать юную душу, навеки оставить на ней глубокую рану.

Поэтому будем, дорогие друзья, в первую очередь внимательны к своему духовному состоянию. Постараемся взрастить в своей душе христианские любовь и милосердие. Не столько наши слова и наши нравоучения, сколько наше духовное состояние, оставляет неизгладимый отпечаток и придают форму тем, кого мы любим и в ком видим свое будущее.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (152 оценок, в среднем: 4,88 из 5)
Загрузка...