2018-03-14

Ис. XXVI, 21 - XXVII, 9, Быт. IX, 18 - X, 1, Притч. XII, 23 - XIII, 9.
Поделиться
The_burial_of_Noah

«Похороны Ноя» , мозаика в Соборе Сан-Марко

Книга пророка Исаии. Глава 26, стих 21. Глава 27, стихи 1-9.

21 ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.

Глава 27.

1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.
2 В тот день воспойте о нем – о возлюбленном винограднике:
3 Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него.
4 Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.
5 Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною.
6 В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная.
7 Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
8 Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
9 И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Когда-то, ещё в начале ХХ века один писатель сказал, что «человек создан для счастья как птица для полета». Он имел в виду, что стремление к счастью для человека естественно.

Спорить с этим трудно хотя бы потому, что вряд ли мы найдем кого-то, кто всерьез будет стремиться к несчастью. В глубине души всякий желает полноты жизни, здоровья и достатка. И все же, при всей понятности таких идей, одно остается неясным: как вообще такая идея могла возникнуть в сознании человека, ведь вся наша жизнь есть постоянное доказательство того, что счастье невозможно, потому что даже самые здоровые люди заболевают, богатые разоряются, бедные не могут свести концы с концами… Жизнь наполнена проблемами и сложностями. Казалось бы все мечты совершенно нереальны.

И все же, несмотря на все сложности, есть люди, которые верят, что существует Бог, что мир сотворен другим, и что их стремление к полноте жизни не абсурдно… Есть в этой вере и опасная сторона. Отношение к Богу может стать меркантильным, можно верить в Него только для того, чтобы Он был покровителем и обеспечивал те или иные блага. Но посмотрим вокруг? Разве верующие здоровее неверующих? Может быть верующие богаче? Может быть у них меньше проблем в жизни? Нет, не меньше. Кажется, зачем же тогда верить? Казалось бы ответ прост: верить в Бога меркантильно — неправильно, но дело не только в этом.

Говоря о вере люди ставят вопрос так, как будто бы от их решения зависит, есть Бог или нет, как будто они могут выбрать реальность по своему вкусу. Не получая чего-то от Бога они могут сказать, что раз Он не удовлетворил их просьбу значит Его нет. Но вряд ли им пришло бы сказать то же самое о своих родителях, когда те, не давали им просимого. Почему-то многим им не приходит в голову, что у Бога могут быть свои планы и свое представление об их жизни. Именно потому что Бог не просто некоторая сила, но существо личное — Он не просто есть, Он активно присутствует в нашей жизни, несмотря на то, верим мы в Него или нет. И когда мы говорим, что мы стремимся к счастью, не стоит забывать, что Он стремится к нашему счастью вместе с нами. Только понимает его правильнее чем мы.

В сегодняшнем чтении мы видим как Бог побеждает врагов своего народа. Как в своем возлюбленном винограднике Он присутствует день и ночь. Бог стережет его, чтобы никто не ворвался в него. И в тоже время, Он очень к нему требователен. Требователен так, как бывает требователен художник к картине, поэт к стихотворению. Требователен как тот, кто желает не просто смастерить поделку но сотворить шедевр. И всё же, Бог спрашивает у Израиля, который истомился от проблем, так ли Он поражал его, как поражал его врагов? Так ли убивал его, как убиты его враги? Ответ пророка очевиден: Бог наказывал и отвергал свой народ с одной — целью загладить беззакония Иакова и исправить его. Плодами же этого исправления должно стать очищение от греха, которое только и может явиться началом пути к настоящему счастью.

Бытие. Глава 9, стихи 18-29, Глава 10, стих 1.

18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.
19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
28 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

Глава 10.

1 Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.

Комментирует иеромонах Феоктист (Игумнов).

Наверное, в европейской культуре нет человека, который бы не был знаком с этим печальным библейским эпизодом. И нет человека русской культуры, который бы не понимал, что означает хамство, и который в своей жизни ни разу бы не столкнулся с его проявлениями. Некоторые протестантские проповедники на основании этого отрывка книги Бытия сумели найти оправдание рабству в той форме, в которой оно имело место в Северной Америке. Согласно Священному Писанию, потомки сына Хама Ханаана населили Африку, с точки зрения библейского этногенеза все африканцы — хамиты, следовательно, им определено быть в подчинении у потомков двух других сыновей Ноя. Безусловно, такое прочтение книги Бытия не имеет никакого отношения к христианству, это абсолютно спекулятивное понимание библейской истории. Хам живет в каждом из нас. Иначе бы в русском языке не было бы слова «хамство» и не было того явления, которое им обозначается. Как мы все прекрасно понимаем, хамство не имеет отношения к рабовладению или же к эксплуатации человека человеком. Толкователи этого библейского отрывка традиционно делают акцент на почитании родителей. Святитель Кирилл Александрийский в своем комментарии говорит так: «Этот отрывок, конечно, убедит избравших жизнь законную совсем ничего не ставить выше уважения к родителям и избегать, как самого опасного во всех отношениях дела, насмешки над ними, хотя бы они, увлекаемые немощью природы, легко уклонялись и к неприличному. Что мы обязаны всегдашним почтением к родителям, о том и Божественный закон наставляет нас. Повелев наперед любить единого и по естеству Бога от всей души и от всего сердца, он говорит: „Почитай отца твоего и мать твою…, чтобы продлились дни твои на земле“ (Исх. 20:12): ибо родители как бы изображают собою Бога и подражают Ему». То, что не всегда легко увидеть в родителях образ Бога и образ для подражания, мы знаем и из истории Ноя. Но история его сыновей показывает, что вне зависимости от нравственного облика родителей забота и почитание лежат исключительно в плоскости душевного настроя детей: ведь двое из троих сыновей смогли найти в себе силы для корректного и уважительного отношения к своему отцу. Если же взять более общий смысл, то этот библейский отрывок учит нас видеть в любом человеке образ Бога, не обращать внимания на нравственные падения друг друга и, как следствие, относиться к каждому так, как отнеслись к своему отцу Сим и Иафет.

Притчи Соломона. Глава 12, стихи 23-28. Глава 13, стихи 1-9.

23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
28 На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти.

Глава 13.

1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло.
3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.
6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы сегодня услышали, посвящен главной теме всей книги Притчей, теме мудрости и глупости. По словам царя Соломона, настоящая мудрость не может замыкаться в самой себе. Человек разумный открыт к окружающим. Всякого он готов принять, выслушать. Его слово может поддержать того, у кого тоска на сердце, если потребуется он даст мудрый совет тому, кто оказался в сложной ситуации. Однако при всем этом настоящая мудрость не выставляет себя напоказ. Ведь она прекрасно понимает, что неподходящее время, место, а также неспособность слушающего воспринять смысл слов, могут породить неприятие, спровоцировать легкомысленный спор и даже конфликт. В итоге это опошлит любую истину. Поэтому разумный человек внимательно присматривается к тому, с кем ведет диалог. Он старается действовать по всем хорошо известной евангельской максиме: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Поэтому он склонен скрывать свое знание. Выдает себя за бедного, хотя и обладает несметным богатством. Вместе с древнегреческим мудрецом Сократом, который обладал глубокими познаниями в различных науках, он скромно заявляет: «единственное, что я знаю — то, что ничего не знаю».

Совсем иначе ведут себя глупцы. Они повсюду бравируют своими весьма ограниченными знаниями. В спорах, где более мудрые опасаются произносить окончательное мнение, они очень догматичны. С легкостью предлагают решения самых сложных проблем, дают однозначные ответы на комплексные вопросы. У них напрочь отсутствуют такие качества, как здоровая самокритика и смирение. Они учат, хотя им самим бы следовало поучиться. Это фальшивые богачи, шарлатаны, которые кичатся своим состоянием и баснословным богатством, забыв, что вчера проиграли его в карты.

Откуда же берутся подлинные мудрость и рассудительность? Еще раз Соломон подчеркивает: она не есть результат университетского образования. Эта особая проницательность ума, утонченность души, есть результат соединения человека с Божественной Мудростью. Она прорастает лишь в том, кто исполняет заповеди Бога. Это награда за благочестие человека. Тот, кто старается исполнить волю Творца, жить по Его закону, познает на практике, как неоднозначна, во многом загадочна и невыразима духовная реальность. Как сложно порой дать ответ на, казалось бы, элементарный вопрос. Ведь, как говорил классик, «мысль изреченная есть ложь». Наше слово о Боге, его отношениях с людьми, действии Его Промысла в жизни человека узко, одномерно и плоско по сравнению с той реальностью, которую оно пытается выразить. А потому тот, кто ведет подлинную духовную жизнь, предпочитает молчать о ней. Молчать, чтобы не осквернить ту драгоценность, которую носит внутри себя. Говорит о ней он лишь тогда, когда его на это вынуждают обстоятельства.

Будем и мы, дорогие друзья, подражать носителям подлинной мудрости. Не вступать в бессмысленные споры, не доказывать свою правоту тем, кто в ней сомневается, не навязывать свое мнение тем, кто не готов его принять. Ведь только так в нашей душе смогут пустить корни и прорасти семена подлинной мудрости.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (122 оценок, в среднем: 4,93 из 5)
Загрузка...