2018-03-13

Ис. XXV, 1-9, Быт. IX, 8-17, Притч. XII, 8-22.
Поделиться
800px-Joseph_Anton_Koch_006

«Пейзаж с жертвоприношением Ноя», И. А. Кох, ок. 1803.

Книга прорка Исаии. Глава 25, стихи 1-9.

1 Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь.
2 Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен.
3 Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя,
4 ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
5 Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин;
7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.
8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.
9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Какое поразительное чтение мы только что услышали! Сколько в нем радости, сколько ликования, сколько надежды… Еще и еще раз оно напоминает нам, что пост, во время которого читали книгу пророка Исаии, это не время вселенской скорби, в которое все вдруг должны переодеться в черные одежды и ходить с унылым видом… Нет! Пост — это весна духовная и время обновления, не только духовных сил, но прежде всего обновления наших отношений с Богом. Замутненные суетой и нашими грехами эти отношения могут прийти в совершенный упадок, могут превратиться в полуязыческие или настолько ритуализироваться, что мы уже и чувствовать не будем, что верим в Бога живого! Все это как раз и происходило с Божиим народом в во времена пророка. Люли изменяли Завету, теряли веру или сводили ее к храмовому ритуалу, забывая о делах любви и милосердия. Но Бог не оставлял их. Даже если они были неверны, Он оказывался верен до конца. Верен Своему слову, верен Своей любви, Своему творению. Эта верность не всегда была удобна людям, иногда она причиняла им боль… Но цель ее всегда была в том, чтобы их жизнь изменилась к лучшему.

Сегодняшнее чтение говорит нам именно об этом. О верности и любви Божией, которая явлена в освобождении от врагов.

Народ, который был от всех притесняем будет свободен, потому что Бог в точности исполняет свои пророчества. Города и столицы притеснителей оказываются разрушены до основания. Многие годы иудеи испытывали постоянный страх перед набегами и войнами, перед возможностью быть уведенными в плен, перед разорением собственной земли… Все это, естественно, делало жизнь людей невыносимой… И помогало им выжить только одно: осознание того, что Бог есть, что Он не забыл и не оставил свой народ.

Но мы знаем, что такой надеждой на Бога отличались не все. Были люди, которые при первых же трудностях предавали Его память и обращались к богам иным, для которых Бог не был единственной надеждой и они готовы были быть с Ним только в благополучное время. Ценности в такой верности не было никакой, в отличие от верности тех, которые не отвращались от Бога никогда, даже если неприятель уводил их в плен. Таких людей в Ветхом Завете принято называть нищими. Не в том смысле, что они были материально бедны, просто свое главное богатство они видели в Боге. Именно для нищего Бог был убежищем в тесное для него время. И защита эта была такой, что «гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены».

Но самое удивительное, что радость пророка простирается дальше простого освобождения его соплеменников… дальше решения политических проблем… в область последних времен, во времена пришествия Мессии. В тот день Господь сделает Трапезу на горе своей. И к этой трапезе, в которой мы, несомненно, узнаем Евхаристию, допущены будут все племена земные. Тогда, во времена Мессии навеки будет уничтожена смерть и Бог оботрет слезы со всех лиц. Но особенная радость будет у тех, кто сможет сказать: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!

Бытие. Глава 9, стихи 8-17.

8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
12 И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.
14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке;
15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
16 И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

Комментирует иеромонах Феоктист (Игумнов).

Весной и летом после сильных дождей социальные сети приносят на экраны наших мобильных устройств и компьютеров сотни фотографий радуги, которую видят в разных концах мира те люди, на страницы которых мы подписаны. Эти фотографии вызывают самый живой отклик и собирают немалое число одобрений или, как мы привыкли говорить, «лайков». Казалось бы — всего лишь оптическое метеорологическое явление, всем знакомое с раннего детства, привычное, но тем не менее каждая радуга вызывает восторг, желание как можно быстрее ее запечатлеть и выставить на всеобщее обозрение. Наш собственный восторг и наша собственная реакция на радугу может помочь нам понять радость Ноя, который, вероятно, был первым, кто ее увидел. Во всяком случае, до него в Священном Писании об этом явлении ничего не сказано. Бог дает радуге определение как знамению завета. Возможно, наша детская непосредственная радость — это отголосок радости праотца Ноя, радости от обещания Бога более не наводить на землю потоп. Вполне эту радость может понять лишь тот, кто пережил потоп. Это радость ликующей жизни.

О радуге мы можем прочитать и в более поздних книгах Библии. Чаще всего она встречается в символических описаниях божественного величия и славы. К примеру, пророк Иезекииль заканчивает описание своего видения славы Божией такими словами: «И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние [было] вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1,27–28). Подобное описание можно найти и у новозаветного автора — апостола и евангелиста Иоанна Богослова в его Апокалипсисе: «и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр. 4,3). У него же далее есть схожее место, но оно относится не к Богу, а к ангелу: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные» (Откр. 10,1). Священное Писание однозначно утверждает, что радуга — это добрый символ. И нет ничего удивительного в современном стремлении ее запечатлеть и поделиться ею со всеми. Впрочем, премудрый Иисус, сын Сирахов предлагает нам иную парадигму действий: «Взгляни на радугу, и прославь Сотворившего ее: прекрасна она в сиянии своем! Величественным кругом своим она обнимает небо; руки Всевышнего распростерли ее» (Сир. 12,3). Сын Сирахов ничего не знал про интернет и социальные сети, он жил очень давно, но вряд ли возможно предположить, что он призывал бы своего читателя при виде радуги как можно скорее достать смартфон и нажать пару виртуальных кнопок. Его призыв вечен и всегда актуален — вспомнить о завете Ноя с Богом, о благости Бога и прославить нашего Творца!

Притчи Соломона. Глава 12, стихи 8-22.

8 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]
12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. [Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.]
14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его.
15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман.
18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует.
19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение.
20 Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев.
21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
22 Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Наверное, многие слышали эти замечательные строки отечественного поэта:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Действительно, человеческое слово обладает огромной силой и играет большую роль в нашей жизни. Вот и в отрывке, который мы только что услышали, премудрый Соломон уделяет большое внимание именно речи людей. Она является показателем не только нашего социально-культурного статуса, но и того духовного состояния, в котором мы находимся.

Как говорит Соломон, у нечестивого она многословна, однако бессодержательна. Увы, но сегодня порой это даже считается достоинством: бессодержательная болтовня слышна повсюду: интернет, телефон, радио, телевизор… Мы даже не замечаем, как девальвировалось наша речь. В чем же причина? Интересно, что в славянском тексте нечестивый называется «слобосердым» — то есть слабым сердцем, слабым чувствами. Вот эта слабость, немощь души маскируется болтливостью. Ум слабосердого человека, по мнению Соломона, — это развращенный ум. Развращенный — не означает обязательно блудный и похотливый. Это значит нецеломудренный, то есть, потерявший цельность, разбитый на множество воспаленным желанием обладать всей информацией, все знать, во все сунуть свой нос, словно перейти по каждой выплывающей ссылке в интернете. Такой ум ни на чем не может сосредоточиться надолго. Хватает-то он все, но вот только по верхам. И ничем поэтому не может насытится, только еще больше распаляется. Разумный же, наоборот, сосредоточен. Он не отвлекается на постороннее, бережет взгляд своего ума от потока ненужных новостей и сплетен, а потому и бережет слова. Его сердце твердое, оно не распалено желаниями, а потому речь скупа, не многословна, но всегда содержательна и по делу.

Далее Соломон говорит о связи речи и деятельности человека. У человека трудолюбивого нет времени на болтовню. Вы, наверняка, замечали, что люди рабочих профессий, как правило, молчуны. Их труд не терпит празднословия. Поэтому после назидания о качестве слова автор хвалит трудолюбие и осуждается безделье. Даже самый низкооплачиваемый физический труд, намного лучше того, чтобы лежать на диване и перечислять свои достоинства. О таких Соломон говорит: скудоумные, выдают себя за знатных, но нуждаются в хлебе!

В итоге Соломон подводит нас к важному выводу. Слово имеет огромную силу. Оно способно как созидать, так и разрушать. Слово доброе способно излечивать сердечные раны. Неосторожное, злое может глубоко ранить, расколоть семью, поссорить друзей. Такой необузданный язык служит доказательством нераскаянного сердца, а, следовательно, и безумия человека, его глупости. Весьма актуальные напоминания в период поста. Ведь он есть воздержания не только гастрономическое. В первую очередь это воздержание наших мыслей, чувств и, конечно, нашего языка. Ведь как говорит Спаситель, «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (123 оценок, в среднем: 4,85 из 5)
Загрузка...