2019-03-15

Ис. III, 1-14, Быт. II, 20 - III, 20, Притч. III, 19-34.
Поделиться
Garden_of_eden_mosaic

Изгнание из рая

Пятница первой седмицы

Книга пророка Исаии: Глава 3, стихи 1-14.

1 Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, 2 храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, 3 пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.
4 И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними.
5 И в народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.
6 Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею.
7 А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.
8 Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их – против Господа, оскорбительны для очей славы Его.
9 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.
10 Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; 11 а беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.
12 Притеснители народа Моего – дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.
13 Восстал Господь на суд – и стоит, чтобы судить народы.
14 Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах;

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Предсказания пророка Исаии, которые мы услышали сегодня, касаются будущего Иудеи и ее столицы Иерусалима. Речь идет о серьезных социально-политических потрясениях. В чем именно они будут заключаться?

«Посох и трость отнимутся от Иуды», — говорит пророк. В древнем мире именно эти два предмета символизировали мудрость, а, следовательно, и подлинную власть. Эти два тесно связанных качества составляют основу любого сильного и внутреннего здорового государства. Беда той стране, в которой этого нет. В которой ключевые посты перестают занимать дальновидные вожди, храбрые воины, справедливые судьи, истинные пророки, честные чиновники и советники правителя, искусные ремесленники, вдохновенные художники. Суть кризиса заключается в том, что их место занимают дети. То есть те, кто правит неумело, сражается трусливо, судит корыстно, пророчествует ложно, советует правителю, что делать, в угоду врагам государства, то есть, предательски. Такую страну ждут анархия и безвластие. Исаия говорит, что, именно это ожидает еврейское царство. Когда это произойдет, жители Иерусалима будут хотеть поставить на место царя первого попавшегося более-менее порядочного человека. Но, возможно, и такого не найдут. Ко всем этим бедствиям добавиться и то, что не будет хватать хлеба и воды, то есть элементарного минимума, который необходим для выживания. Люди будут страдать от голода и жажды. Крайнее оскудение будет во всем. В конце концов, Иерусалим будет разрушен, а Иудея падет. История подтвердила слова пророка. Всего лишь через сто лет после того, как он изрек это пророчество, а именно, в 587 году до н.э., Иерусалим был разрушен армией вавилонского царя Навуходоносора. Евреев против их воли отвели в Вавилонский плен.

Конечно, тот факт, что негодные люди разрушают государство, всегда можно списать на их собственные недостатки и бездарность. Однако пророк видит причины социально-политического кризиса совсем в ином. Он не различает правителя от простого гражданина. Обо всех он говорит: «о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло». Иными словами, всех своих современников, бедных и богатых, ремесленников и сановников Исаия сравнивает с жителями Содома. Как мы помним, это город, который был уничтожен за противоестественные блудные грехи. Но не в этом заключалась суть того преступления, за который они поплатились. Дело в том, что жители Содома перестали называть грех грехом, а беззаконие беззаконием. Для них стал нормой тот образ жизни, который им было комфортно проводить. Так и здесь. Та социально-политическая турбулентность, которую пережили древние евреи, — это прямое следствие того духовного состояния, в котором находилось все иудейское общество. Вавилонский плен есть ни что иное как попущение Божие за общий грех всего Израильского народа.

Увы, но для людей естественно видеть источник своих проблем в чем-то вне себя: сварливой жене, плохом начальнике, дурных социальных условиях. Однако редко мы задумываемся о том, что судьба того, что нас окружает напрямую связано с тем, что именно я делаю конкретно здесь и сейчас. Насколько я способен, несмотря ни на что, остаться человеком. То есть, осуществить закон Божий — закон справедливости, милости и любви к тем, кто меня окружает. Если посмотреть на проблему под этим углом, то неизбежно придет осознание того, что правители и начальники, — есть ни что иное как прямое следствие моего личного духовного состояния. А потому и оздоровление всего общества начинается с оздоровления собственной души и сердца.

Бытие: Глава 2, стихи 20-25. Глава 3, стихи 1-20.

Глава 2.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Глава 3.

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту*.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; 18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; 19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Когда-то английский писатель Честертон говорил, что церковное учение о первородном грехе единственное которое не требует доказательств, потому что каждый видит грех в себе. В наши дни это слово многим не нравится и его не так часто употребляют… И все же, каждый по-своему и в своих обстоятельствах ощущал беспомощность перед своим собственным внутренним миром. Когда, например, ты понимаешь, что обижаться не нужно, но тебе обидно, когда понимаешь, что ты не лучше другого но не можешь справиться с самомнением, когда хочешь радоваться за другого, но получается только завидовать… Все эти трудности современный мир связывает с особенностями характера, с воспитанием… Церковь же, в свою очередь, видит их глубокую связь с тем событием, которое описывается в сегодняшнем чтении.

Бог сотворил мужчину и женщину для того, чтобы они, через исполнение Его воли раскрывали тот образ, который был в них вложен. Духовный рост, к которому они были призваны Богом, оказывался возможен не только благодаря совершению должных дел, но так же через отказ от недолжных, не только через самовыражение, но и через самоограничение. Учась владеть миром, человек должен был научиться владеть собой. Все условия для этого были созданы Богом. Взаимоотношения первых людей были лишены отчужденности и враждебности, что Моисей выражает такими словами: они были нагими и не стыдились.

Через соработничество друг с другом в исполнении воли Творца, они были призваны к тому, чтобы совершенствоваться и раскрывать в себе глубину образа Божьего — возрастать от образа к подобию, творчески усвоив дарованные совершенства. Это было их призванием, но они должны были прийти к нему вместе с Богом, получить его как дар Творца.

В чем же заключается грехопадение? История, которую мы слышим, может показаться какой-то старинной сказкой, тем более что в голове сразу всплывают бесчисленные художественные образы, описывающие происходящие. Вот яблоня и на ней змей, вот жена, которая срывает плод, затем Адам, разговор с Богом, и вот прародители в звериных шкурах уже изгоняются из рая… На самом же деле история значительно глубже и совсем не обязательно должна быть украшена именно такими буквальными образами. Размышляя о древе познания добра и зла, важно вспомнить, что такое добро и зло с богословской точки зрения. Добро есть Сам Господь, в то время как зло отвержение от Него, то что противоречит Ему, воля, направленная против Его воли. Таким образом, сами действия по отношению к древу были либо исполнением воли Божией, либо противостоянием Ему. Научиться действовать в мире так, как задумал Бог — это практически прочитать правила эксплуатации мира, усвоить инструкцию и следовать ей. Но если человек говорит, что инструкцию пишет он сам и сам решает, как обращаться с миром… Он может пойти не по тому пути и весь мир погубить. Человек мог возомнить о себе всё, что угодно, но мир был создан не им. Он был дан ему во владение, но владению человек должен был научиться.

Обращаясь к Еве змей говорит ей только часть правды. Древо действительно было создано для людей, для того, чтобы обозначить конец их пути, их полноту жизни в Боге… Но в данный момент они были к этому не готовы… Люди действительно были призваны к тому, чтобы стать богами по благодати, но не таким способом не предательством, не украдкой, не узурпируя себе божественную власть над миром. Во внутреннем мире человека происходит подлинная трагедия. Решая стать как боги, люди полагают, что они вольны сами выбирать свой путь в мире, при том, что этот мир сотворил Бог. Однако природа их устроена так, что они полноценно существует только если находятся в единстве с Богом, Который их сотворил. Необходимое испытание свободой, потому что без свободы нет любви, оборачивается для них падением в рабство. Один раз выбрав измену, они уже не могут быть верны во всем остальном. Избрав противоестественное, они попадают в рабство себе самим, отказавшись слушать Творца они, и за ними все люди, оказываются вынуждены слушать лишь самих себя. Все способности и внутренние силы, которые Бог вложил в человека, восстают против него и требуют полного подчинения. Способность к тому, чтобы осознавать величие Божьего образа в себе, способность к потреблению пищи, к телесному общению мужа и жены, все они искажаются и становятся самомнением, объедением и блудом… Всё в мире человека искажается, но самое страшное, что из-за этого падения искажается любовь. Муж и жена становятся чужды друг другу, и вместе они оказываются чужими Богу. Каждый из них тонет в собственном одиночестве и эгоизме. Не научившись быть подлинными людьми, не овладев собой, они захотели стать богами, но стали практически животными, так как свобода детей божиих сменилась в них рабством инстинктам. Бог беседует с ними, но они оказываются не готовы к исправлению. Впереди их будут ждать тяжелые испытания и самостоятельная жизнь, к которой они так стремились. И все же, Бог не отвергает их до конца, но обещает им спасение, которое откроется через века, в Богочеловеке Иисусе Христе.

Притчи Соломона, Глава 3, стихи 19-34.

19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; 20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.
21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, 22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.
23 Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.
24 Когда ляжешь спать,- не будешь бояться; и когда уснешь,- сон твой приятен будет.
25 Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; 26 потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.
27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.
28 Не говори другу твоему: “пойди и приди опять, и завтра я дам”, когда ты имеешь при себе. [Ибо ты не знаешь, что́ родит грядущий день.] 29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.
30 Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.
31 Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; 32потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.
33 Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.
34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Как мы видим, многое из того, что говорил Христос Спаситель, было сказано задолго до Него. Книга Притчей Соломона была написана почти за тысячу лет до Рождества Христова, но те мысли, которые мы в ней находим, почти дословно совпадают со словами Христа. Их отличия можно свести к разнице различных редакций. Там, где Христос Спаситель даёт лишь общие указания как поступать и не объясняет внутренней необходимости таких действий, Соломон предлагает достаточное основание и необходимый комментарий. Возможно, именно поэтому Спаситель оставляет без комментариев некоторые фрагменты Своего нравственного учения. А книги Ветхого Завета можно рассматривать как комментарий к Его словам. Для примера можно взять известное изречение про правую щеку, при ударе по которой надо подставить другую: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39) Господь Иисус Христос не комментирует здесь почему надо поступать именно так, но мы можем найти комментарий у Соломона, в том фрагменте его книги, который мы только что услышали: «Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение». По сути, здесь все о том же: о том, что верующему нельзя отвечать злом на зло, грубостью на грубость. Почему? Потому что это мерзость перед Богом. Любое зло — мерзость. Неважно, есть или нет объективные причины для проявления зла. Чаще всего они есть, но это не оправдывает в глазах Бога тех, кто поддаётся этим причинам и на деле показывает свою от них зависимость. Какие бы ни были побудительные причины, делающий зло — мерзость пред Богом. То есть такими людьми Бог гнушается, нет ничего удивительного, что Бог становится глух к их молитвам, что Бог устраняется от какого-либо благого участия в их жизни, любое зло — это сознательно выбранный путь жизни вне Божия присутствия. Вряд ли можно назвать такой путь желанным. И уж совершенно точно это не тот путь, который могут предпочесть для себя те, кто крещён во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (182 оценок, в среднем: 4,96 из 5)
Загрузка...