. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Вторник пятой седмицы
587px-Abraham_bends_down_before_Holy_Trinity

Авраам поклоняется Трём Ангелам под Мамврийским дубом — мозаика собора Монреале (XII век)

Книга пророка Исаии. Глава 40, стихи 18-31.

18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?
19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.
20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.
21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?
22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.
23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.
24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.
25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.
26 Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.
27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"?
28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.
29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.
30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,
31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Вопрос, который задаёт пророк Исайя в самом начале этого библейского чтения, пожалуй, никогда не утратит актуальности: «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдёте Ему?» Этим вопросом пророк обозначает извечную проблему человеческого разума: для нас зачастую оказывается бесконечно сложно и даже почти невозможно иметь правильные представления о Боге. Каждый из нас имеет тенденцию уклоняться в ту или иную сторону при попытках размышления о Боге. Само по себе такое размышление таит в себе опасность. Как человеку думать о личности и не представлять себе физический образ этой личности? Отсюда вытекает набившее оскомину маргинальное представление о Боге как о некоем седовласом старце, восседающем на троне где-то в районе космоса. По своей сути подобное представление мало чем отличается от упоминаемых Исайей идолов, которые изготовляют художники и в зависимости от достатка заказчика покрывают либо золотом, либо делают из приличных случаю пород дерева. Исайя от лица Бога задаёт своим слушателям риторический вопрос: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?». Но почему человеку так сложно не уподоблять Бога кому-либо или же чему-либо? Причина же в том, что наш разум не свободен. Ему одинаково сложно жить с мыслью о все превосходящей личности Творца, не имеющей ни вида, ни какого-то подобия, и с мыслью о том, что одновременно могут существовать несколько взаимоисключающих, но при этом одинаково истинных высказываний. Мы пленены тем, что можно назвать догматичным мышлением. Так и только так. Тогда как при рассуждении о Боге и вообще о духовной жизни есть только один верный путь: путь антиномий. Самый яркий пример христианских антиномий — это утверждение, что Бог един, но при этом Бог Троица. Все те примеры из области физических реалий, который традиционно приводят в качестве иллюстрации видимого существования троичного единства — к примеру, кирпич и пламя, довольно ущербны и годятся разве что для начального уровня воскресной школы. Говоря о Боге, мы забываем, что Он Иной, что любое слово, которым мы пытаемся Его описать, почти автоматически принимает другое значение. Но мы остаёмся людьми и продолжаем говорить о Боге человеческим языком, который постоянно изменяется, отражая скоротекущие реалии мира сего, коему он, язык, и принадлежит. Может, нам стоит попытаться пойти по пути, который со слов Самого Бога описывает пророк Исайя, и просто замереть перед величием Творца и не пытаться притянуть Его к тому, что мы видим и слышим перед собой?

Бытие. Глава 15, стихи 1-15.

1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика.
2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
5 И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
9 Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, 15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй;

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Авраам и его жена Сарра были в преклонных годах, но у них все еще не было детей. Ситуация усугублялась тем, что Сарра, была бесплодна. По человеческим меркам шансов иметь наследника не было. Подобное всегда несчастье для современной семьи. А для людей той эпохи это было настоящей трагедией. Ведь ребенок в буквальном смысле считался благословением Божиим; а бесплодие — признаком греховности и богооставленности семьи. Поэтому душа Авраама находится в смятении. В ней живут сомнения и страх перед будущим. Поэтому в Своем очередном явлении Господь утешает и поддерживает патриарха. Более того Он обещает ему невозможное: у старца Аврам родится сын. Более того, его потомство будет так велико, сколько звезд на небе. Со временем оно станет владеть всей Палестиной. Реакция Авраама на это обещание получает самую высокую оценку. Писание говорит: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). То есть, несмотря на те тяжкие обстоятельства, в которых он находился, в нем не было и тени сомнения относительно сказанного. В ответ на обещание Бога в его душе мгновенно поселилась твердая уверенность в том, что все будет именно так, как сказал ему Бог. Что же здесь такого удивительного, спросим мы? Разве сложно поверить обещаниям Бога?

Доверие Богу, как и вера в Бога не даются даром, просто так. Чтобы поверить Богу, мало услышать Его слова. Необходимо совершать серьезную внутреннюю работу. Нужно привести свой ум, сердце и душу в соответствующее состояние. Если сердце черствое, то слова упадут на него как на бесплодную, высохшую почву. Именно это произошло с фарисеями, которым проповедовал Христос, совершал перед ними многочисленные чудеса, а они все равно не поверили Ему и даже распяли. И, напротив. Если человек подготовил свое сердце покаянием, сокрушением, молитвой, оно становится мягким и податливым. Слова Бога быстро пускают в нем свои росточки и приносят сочные плоды. Поэтому реакция Авраама на слова Бога не случайна. Это результат каждодневной кропотливой работы над своей душой. Это плод всей его праведной жизни.

Отрывок, который мы услышали сегодня, открывает нам одну важную истину. Глубокая и сильная вера, как у Авраама, не требует видимых доказательств и знаков. Ей достаточно одного слова Божия. Поэтому и Сам Иисус Христос говорит своим ученикам: «блаженны не видевшие и уверовавшие». Однако, важно помнить, что такая вера не приходит к человеку случайно. Это всегда результат долгой напряженной духовной работы. Для этого в частности Церковь и установила период Великого поста. Его основные инструменты, покаяние, сердечное сокрушение и молитва, помогают нам воспитать в себе это состояние.

Притчи Соломона. Глава 15, стихи 7-19.

7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
8 Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
9 Мерзость пред Господом - путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.
10 Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.
13 Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.
16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.
17 Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
19 Путь ленивого - как терновый плетень, а путь праведных - гладкий.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Как обычные люди относятся к окружающим? Тех, кого считают правильными, тех с кем согласны, любят... Напротив, людей с которыми не согласны, которых считают неправыми — не любят. Это в общем-то естественно, потому что любить таких значительно сложнее. Очень часто люди переносят подобные стереотипы своего поведения на Бога, думают, что Он действует также, что Он любит тех, кто любит Его и плохо относится к тем, кто Его не слушает.

Однако, сегодняшнее чтение показывает, что на самом деле любит или не любит Господь, кого Он готов наказывать, а кого миловать. Соломон говорит об этом так: «Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему». Иными словами, Бог смотрит на поступки человека и в первую очередь судит по ним. Например, есть люди, которые жертвуют чем-то ради Бога, но дела их нечестивы и жертва их отвергается Богом. Внешне человек может выглядеть как жертвователь, но внутренне сам понимает, что совмещает в своей жизни вещи несовместимые, жертва таких людей превращается скорее в попытку купить у Бога возможность быть одновременно и нечестивыми и религиозными. В отличие от жертвы нечестивого, молитва праведного благоугодна Богу потому что праведник не лицемерит, но стремится к Нему всей своей жизнью, каждым своим поступком. Но как относится Бог к самому грешнику? Для нас людей свойственно переносить отношение к поступку на людей, но Бог не таков. И хотя путь нечестивого мерзость пред ним, Писание не говорит, что Бог ненавидит Его самого. Да, Он любит идущего путем правды, но не ненавидит грешника. Бог не отторгает нечестивого потому что и он творение боже другое дело что его путь это мерзость перед Богом. Он сам уклоняется от пути, он сам ненавидит обличения... Это состояние — беда, в которую попал... Да, когда-то он сам это выбрал, когда-то он был на распутье и пошел по дороге греха и Бог желает его исправления, применяя различные средства. Писание говорит о злом наказании для грешника, но эти слова не должны нас смущать... Бог никогда не наказывает просто ради того, чтобы наказать, это всегда призыв к исправлению, но чем более запущена болезнь, тем тяжелее лекарство. Сердце грешника, как и любого человека, открыто перед Богом, ведь для Него нет тайн даже в преисподней.

Зная о том, что грешник обманывается и путь, который он выбрал на самом деле ведет к скорби, Соломон говорит, как кажется очевидные вещи: человек, чье сердце весело, всегда будет веселым, подлинная радость рождается изнутри, а не приходит из вне. Можно сколько угодно радовать человека, но если сердце его пусто, все будет казаться ему пустым и временным. Немногое имущество праведника позволяет ему жить в мире с совестью, в то время как богатство грешника все время приносит ему беспокойство. Дело, конечно, не количестве денег, но в том, что человек просто относящийся к тому, что его окружает, не стремящийся к богатству и роскоши, к превозношению над другими оказывается больше способен к любви и состраданию, чем тот, кто все время стремится к возрастанию своего богатства, и исполнен ненависти к тем, кого воспринимает как соперников и конкурентов.

Современная жизнь ориентирует человека на все большее и большее потребление. Нам кажется, что еще одна новинка без которой, наша жизнь была якобы не полна, сделает нас счастливыми. Церковь не против науки и развития технологий. Если жизнь человека и его труд можно облегчить, в этом нет ничего плохого. И все же, она постоянно напоминает, что сделать жизнь человека проще, не значит сделать его счастливее. Потому что счастье рождается не из внешних вещей... Оно рождается в тот момент, когда мы обретаем мир с Богом и в нем обретаем мир с самими собой.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!