Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12. Комментирует - Библия
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12

01 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

02 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.

03 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

04 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

05 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

06 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

07 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

08 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

09 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12 (прот. Павел Великанов)
Притча_о_злых_виноградарях._Картина_XXI_в.

Притча о злых виноградарях. Художник Андрей Миронов.

Мк., XII, 1-12 о.Павел Великанов

1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Притчей о злых виноградарях Спаситель отвечает на вопрос, который несколько ранее задали ему фарисеи: какой властью Ты поступаешь? кто дал Тебе право так Себя вести? Смысл притчи был вполне прозрачен для слушателей: неспроста после этой притчи ярость старейшин едва удержалась от скорой расправы над Иисусом только из-за страха перед множеством собравшегося народа. В злых виноградарях фарисеи узнали себя – именно им, еврейской духовной знати, было поручено Самим Богом заниматься воспитанием народа, возделыванием виноградника Божия – а вместо этого они превратили это Божье дело в частную лавочку для удовлетворения собственных амбиций и кошелька. Эта притча была рассказана при большом стечении народа: Иисус нарисовал яркую картину того, что произойдёт в течение ближайших дней – Его, Возлюбленного Сына Хозяина Виноградника – Бога – выведут из города, и мучительно убьют – в надежде, что теперь никто не будет мешать виноградарям – еврейской знати – жить так, как им хочется. Но и Бог не оставит этого преступления без наказания: Иерусалим будет уничтожен, а виноградник – наследство Божие – перейдет в руки тех, кто будет делом доказывать свою верность Богу.

В чем же заключалась роковая ошибка иудейской религиозной аристократии? Как так могло случиться, что столь долго и страстно ожидая Мессию, они Его не просто проглядели, но и сами же убили! Ответ дан Самим Христом: обращаясь к фарисеям, Спаситель сказал: вы подменили заповедь Божию преданием человеческим! Религия как живая связь между человеком и Богом превратилась в религиозную идеологию, в которой Бог – не цель, а всего лишь инструмент, средство для достижения земных целей. И кажущееся облагораживание этого инструмента идеологии  религиозными атрибутами лишь только делает его ещё опаснее, ещё коварнее, еще страшнее.

Но было бы наивным думать, что мы совершенно свободны от подобного искушения. Как важно научиться быть христианином – а не только декларировать себя таковым! Не только соблюдать пост в отказе от скоромной пище и развлечений – но и не перегрызать друг другу горло своими спорами и бесконечными претензиями друг ко другу! Не только нарочито креститься перед образами – но и на деле иметь великое уважение перед образом Божиим, запечатлённом в каждом человеке! Не только высокопарно рассуждать о Третьем Риме и всеобщей апостасии – но и собственных детей воспитывать в трудолюбии, вере и благочестии! И главное, каждый свой шаг сопоставлять с тем, о чем учил наш Бог и Спаситель – Иисус Христос, победитель смерти и ада, наш главный камертон настоящего человеческого достоинства!

Евангелие от Матфея. Глава 5, стихи 14-19. (Чтение на память трёх святителей Вселенских)

14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Чтение из Нагорной проповеди Христа Спасителя, который мы сейчас слышали, неспроста читается в день памяти особо почитаемых святых – а сегодня это память трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В этом чтении говорится о том высоком призвании, которое есть у каждого христианина – быть светом миру. Для слушателей Христа образ города, стоящего на верху горы, который невозможно спрятать, был совершенно понятным: речь, конечно же, об Иерусалиме – этом светоче истинной Богооткровенной веры среди мрака окружающих языческих народов. Продолжая Свою речь, Иисус сравнивает верующего с горящей свечой, которую ставят на высоком месте, чтобы она давала как можно больше света. Именно так должны сиять добрые дела христиан для окружающих, чтобы они благословляли Бога, Которому служат христиане.

Для того, кто впервые услышит эти слова, сказанное может показаться – как бы так помягче сказать – совсем уж нескромным. Получается, что всё то доброе, что делает верующий во славу Божию, он не только не должен скрывать, но наоборот – делать публичным и очевидным для всех! А как же тогда с заповедью о том, чтобы не творить милостыню перед людьми? осуждение лицемерной публичной молитвы фарисеев? Складывается впечатление, что здесь какое-то противоречие – разве не так?

Чтобы разобраться, необходимо понять одну простую, но вовсе не очевидную вещь. Бог действительно хочет, чтобы мы светили миру. Только Он не ждёт от нас, что мы «засветимся» сами, нажав какую-то тайную кнопочку в своём сознании или еще где-то в другом месте. Нет ни кнопочки, ни нашего, собственного автономного источника для этого «света». Также, как Иерусалим светил другим народам совсем не потому, что был построен на горе, или потому, что евреи были ну просто совершенно замечательными людьми. Он светил только потому, что этот народ посетил Бог, что в Храме реально пристутствовала Слава Божия: Сам Творец мира освящал дела тех людей, которые стремились к Нему и выполняли Его заповеди. Ушло благословение Божие – и некогда великий народ рассыпался, рассеялся по лицу всей земли.

Единственная возможность, которая дана каждому из нас – стать прозрачными для действия в нас Божественного Света. Но эта «прозрачность» – совершенно не то же самое, что и упразднение нашей личностности. Христианство категорически возражает против образа растворения соляной куклы – человека – в океане Божественности. Напротив: только тогда человек начинает светиться во всю силу, когда он не только отказывается от исполнения собственной злой, эгоцентрической воли – но когда все силы – и телесные, и душевные – устремляются в едином порыве к Богу и ищут только одного: поступать так, как Он считает правильным. И это состояние – не бесправное рабство, но сыновнее соработничество Богу как своему Небесному Отцу. Я думаю, у кого в жизни был опыт настоящего ученичества – меня поймёт. Когда рядом с тобой – настоящий Учитель – его невозможно не любить, хочется дорожить каждой минутой общения с ним, выполнять его задания предельно хорошо, с полной самоотдачей – и какое же счастье, когда ты видишь на лице Учителя радостную улыбку от качественно выполненного задания! Подражая Учителю, мы становимся как бы его продолжателями, мы уже не чужие и внешние – но свои, родные и близкие. Вот именно такими и были ныне празднуемые святители Христовы – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. И прославляя их, мы на самом деле прославляем одного и того же Бога, действовавшего в них, светившего через них всему миру – настолько ярко, что даже чуждые христианской веры не могли не дивится силе их добродетелей!

Помоги же нам, Господи, научиться переступать через собственную самодостаточность, чтобы хотя бы иногда открывать свою душу для действия Твоего Божественного света!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!