Река Индигирка на северо-востоке Якутии – одно из суровейших мест на нашей планете. Именно здесь находится полюс холода Оймякон, где температура падает ниже минус семидесяти градусов. Холоднее бывает только в Антарктиде.
Неподалёку от места, где Индигирка впадает в Северный Ледовитый океан, стоит маленькая покосившаяся деревянная церковь. Надпись на табличке гласит: «Памятник архитектуры 18 века. Самая северная русская церковь. Люди, помните об этом и берегите её!». Вокруг заболоченная тундра. Ближайший лес можно найти в тысяче километров к югу.
Откуда же строители взяли дерево для церкви? Может, сплавили с верховьев Индигирки. Или год за годом собирали на берегу плавник – деревья, что приносит сама река. В любом случае, эта церковь – пример очень усердного отношения людей к своей вере.
Триста лет назад сибирские народы – якуты и юкагиры еще не знали христианства. Храм за Полярным кругом воздвигли русские. Эта местность, по главному посёлку, называется Русское Устье. Здешние жители – русскоустьинцы – особая группа русского народа.
Внешне многие русскоустьинцы ничем не отличаются от представителей других народов Севера. Основное их занятие – промысел песца и рыбалка. Но в отличие от якутов и юкагиров русскоустьинцы не занимаются оленеводством. Их верные спутники – ездовые лайки. Они помогают и охотиться и быстро передвигаться по тундре зимой.
Говор русскоустьинцев отличается от литературного русского языка и пестрит архаичными словами. Не случайно многие путешественники, оказавшись в этих краях, чувствовали себя так, словно перенеслись на несколько веков назад.
По местным преданиям самые первые (или как тут говорят «досельные») поселенцы появились в Русском Устье в конце 16 века. Ими были жители Новгородской земли, бежавшие от преследований Ивана Грозного. Действительно, у русскоустьинского говора есть много общего с говорами Поморья и севера Европейской России. А главной святыней здесь была почитаемая в Новгороде икона Божией Матери «Знамение».
К первопоселенцам стали присоединяться казаки и другие русские колонисты. В письменных источниках Русское Устье было впервые упомянуто в 1638 году. В это время отряд казаков под командованием Ивана Реброва пришел по морю к устью Индигирки. Затем на долгое время русская община у берегов Ледовитого океана оказалась отрезанной от остального мира и забытой. Старинные слова и обычаи законсервировались в здешнем холодном климате. В быту и в хозяйстве русские поселенцы многое переняли у народов Севера. С ними же они вступали в брачные отношения. Так сформировался особый, ни на что не похожий, уклад жизни.
Сохранив русское имя и самосознание, русскоустьинцы крепко держались за православную веру. Священник добирался на край света всего один раз в году или реже, но каждый день утром, вечером, и перед началом всякого дела, в здешних семьях обязательно молились Господу и Богородице.
Когда в 1930 году новые безбожные власти закрыли церковь и спилили с неё крест, это было воспринято как трагедия. Старый храм до сих пор стоит посреди тундры в местности Станчик. Новый храм в честь иконы «Знамение» в посёлке Русское Устье был построен в 2014 году при поддержке Правительства Новгородской области и Новгородской митрополии.
Научившись выживать в экстремальных климатических условиях, русские на берегах Индигирки никогда не забывают о своих истоках.
Приютили бабушку
Жалея по-настоящему, ты чувствуешь чужую боль как свою и спешишь помочь, потому что не можешь по-другому. Вот, как супруги Ревуновы из Новосибирской области, о которых мне рассказала знакомая журналистка. Александр и Елена взяли к себе жить старенькую бабушку-соседку — просто пожалели её.
Эта бабушка, Анна Васильевна Поспелова, прожила нелёгкую жизнь. Работала в колхозе, во время Великой Отечественной войны трудилась для фронта. Как многие вдовы в то время, одна тянула хозяйство. Воспитала единственного сына, но он не смог стать ей опорой — умер молодым. И когда в семьдесят девять лет здоровье Анны Васильевны пошатнулось, то некому оказалось её поддержать. А она так ослабла, что даже приготовить поесть себе не могла.
Ревуновы обратили внимание, что баба Нюра сдала — осунулась, потемнела лицом. Позвали её жить к себе, и она согласилась. Это произошло в начале двухтысячных. Александру и Елене в то время не исполнилось и тридцати лет. Соседей решение молодых супругов очень удивило. Ведь у Ревуновых тогда были совсем маленькие дети — дочке три, сыну год. И хозяйство они держали большое — коровы, куры, огород. А тут ещё и за немощной старушкой надо ухаживать. Люди гадали, какая в таком поступке корысть, и не могли найти ответ. Дом у Анны Васильевны — ветхий, он так и стоит брошенный, никому не нужный. Пенсия у бабушки копеечная, богатства она не скопила.
Сами Ревуновы на вопрос «зачем?» только плечами пожимают: «Жалко же». И мне кажется, что такая жалость — это форма любви, которая, по слову апостола Павла, не ищет своего.
Все выпуски программы Живут такие люди
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
Святой Григорий Синаит родился во второй половине XIII века в Малой Азии. В молодости юноша был пленён османскими турками, напавшими на его родное село. Пленников увезли в древнегреческий город Лаодикию, что находится на территории современной Турции. Из плена будущего схимонаха выкупили греческие христиане. Верующих поразило пение заключённых на церковной службе. Турки отпускали узников в храм, находившийся рядом с их военным лагерем. Там жители и услышали псалмы и каноны в исполнении Григория и хора пленных. После освобождения юноша постригся в иноческий чин и до конца жизни нёс монашеский подвиг. Уже став опытным духовным наставником, схимонах Григорий сам начал писать церковные песнопения. Святой так говорил своим ученикам:
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим».
Все выпуски программы Слова Святых
Платья из чистого льна. Наталья Разувакина
В Переславле-Залесском есть медово-сувенирная лавочка у дороги, хозяйке которой, моя приятельнице, я помогала в качестве продавца в самый горячий сезон — летом, когда в городе много туристов и торговля идёт особенно бойко. Согласившись на новый опыт из любопытства, я оказалась за прилавком. Несколько дней стажировки с напарницей, и вот, я совсем одна. И так ловко у меня всё получается! Так красочно рассказываю я заезжим покупателям и об изделиях местных мастеров, и о сортах меда, а рыбу-ряпушку кладу на весы так, будто всю жизнь этим и занималась! Чувствую, что мне очень идёт льняной передник с вышитыми подсолнухами. Я тружусь с удовольствием.
А главное — с моим появлением в лавке вдруг стали хорошо раскупаться дорогие платья в народном стиле! Платья из чистого льна. Хозяйка рада и только руками разводит от удивления. Ты, говорит, — живая реклама! А мне приятно, да и процент с выручки идёт хороший.
В один из таких дней зашёл ко мне в лавочку ранним утром покупатель — жизнерадостный белозубый брюнет. Улыбка от уха до уха. Он направлялся из Мурманска в Москву, а к нам заехал по пути — в предвкушении яркого отпуска. Казалось, он готов был скупить всё. Глаза его горели при виде кувшинов из керамики, медных колокольчиков, пакетиков с целебными травами... А я еле успевала упаковывать товары. Мы дружелюбно общались, он делился планами и даже приглашал в гости.
И тут взгляд его упал на те самые платья. Вот бы любимую жену обновкой порадовать! Супруга, кстати, просто не пожелала идти по жаре в лавку, осталась в машине. И по телефону разрешила ему купить платье на свой вкус. А примеряла я. Мужчина смотрел восхищённо, всё повторял, что жена у него такая же высокая и стройная. Мне было приятно — и тщеславие моё расцвело пышным цветом. С трудом выбрав одно из двух приглянувшихся платьев, счастливый отпускник расстался с довольно большой суммой и поспешил к машине, держа по нескольку пакетов в каждой руке.
Я же осталась вполне довольная собой. Да вот ненадолго: обнаружила, что большая керамическая кружка, что так понравилась северянину, стоит забытой на прилавке! Упакованная! Он за неё заплатил... Выскочила на улицу — но его, конечно, и след простыл. Я расстроилась очень и очень. Выручку-то я сделала, да. Но вот настроение доброму человеку в самом начале отпуска наверняка подпортила! Как же я не заметила, не проверила, все ли покупки он забрал? Как же я позволила себе увлечься общением, растаять от комплиментов?
Ничего не оставалось делать — только тихонько молиться. Я просила Господа как-то утешить моего мимолётного знакомого, загладить последствия моего греха. Очень хотелось, чтобы улыбка на лице покупателя не сменилась выражением досады.
А ближе к вечеру он вернулся. Нет, не за кружкой. Её отсутствия он просто не заметил. За вторым платьем для жены! Решил вдруг: надо брать оба! А я обрадовалась ему, как родному. И платье продала, и кружку отдала.
Получила урок надолго: всё, что ты делаешь, нужно делать хорошо. Даже если работа временная и тебя за неё и так хвалят. Не собою любоваться надо, а о людях думать. Казалось бы — азбучные истины, но и их нам Господь напоминает, как детям... И любит нас — чад своих. Ведь и эта история закончилась просто прекрасно.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение