
Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Процитирую слова, написанные вначале двадцатого века. «В наше время появились особые статьи и книги, которые я торжественно и честно назвал бы самыми глупыми на свете. Эти книги — ни о чем; тема их — так называемый успех…» Так начинается эссе «О поклонении успеху» британского писателя, публициста и христианского мыслителя Гилберта Честертона. Большинство знают это имя по детективным рассказам об отце Брауне, но на мой взгляд его эссе, как и публицистика в целом, — это еще более интересная часть его творчества. Интересно, что сказал бы знаменитый мастер парадоксов и моральный консерватор, если бы узнал, что ситуация, описанная в его эссе, через сто лет не только не изменится, но и приобретет еще более очевидные формы. И разные психологические книги об успехе и о мечтах, которые стали реальностью, что называется, заполнят прилавки магазинов. Конечно же, среди таких книг есть и по-настоящему полезные, и глубокие. Скепсис Честертона, надо полагать, сегодня был бы направлен именно против тех книг, которые предлагают раскрыть технологию достижения успеха — и обещают при этом, что от человека, по сути, не потребуется никаких усилий. Эдакая таблетка быстрорастворимого счастья.
Для христианина Честертона, как и для нас сегодня, всё это ставит серьезный вопрос: что такое успех? Как связаны успех и творческая самореализация? Кого можно признать успешным, с христианской точки зрения? Нужно сразу оговориться: у сегодняшней программы нет и не может быть цели сказать, что, мол, стремиться к успеху не надо, жить с чувством глубоко неудовлетворения собой — это правильно и спасительно. Нет. Просто у христианства есть свое представление об успехе, оно включает в себя и вопросы профессии, и вопросы семьи и вопросы духовной жизни. И при этом звучит неким контрапунктом к общепринятому сегодняшнему пониманию успеха. Так что же предлагает христианство? Ответ будем искать вместе с духовно опытными пастырями и просто интересными христианскими авторами.