

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Возможно, одно из ключевых слов в разговоре о религии вообще и о христианстве в частности — это слово «спасение». И оно же — самое трудно объяснимое. Человек, далекий от религии, вправе удивиться: и что это вы твердите о спасении? За вами что — гонятся? От чего вы все время спасаетесь?
Можно, конечно, ответить, что спасаешься от себя самого, от собственного несовершенства. Но звучит как красивая философская лирика. Можно ответить, что спасаешься от грехов. Но это и вовсе смахивает на морализаторство.
Возможно, стоит переформулировать вопрос: не от чего спасается человек, а ради чего спасается и что, собственно, пытается спасти. Ответы на эти вопросы и вправду могут приблизить к христианскому пониманию спасения.
Но суть дела в том, что ответ на какой бы то ни было вопрос о спасении не может быть коротким. Потому что поднимает сразу целый пласт проблем, напрямую взаимосвязанных друг с другом. Заставляет вспомнить про Адама и Еву, которые, находясь в раю, согрешили и были изгнаны Богом из рая. Они утратили прежнюю связь с Богом, утратили полноту бытия, стали смертными и вслед за ними смертным стало все остальное человечество. Отныне мир, в котором люди живут, называется падшим. Падшей называется и природа человека. И вот с этого места начинается разговор о том, что человека из этого состояния надо спасать.
Первого приближения к христианскому учению о спасении достаточно, чтобы узнать, что спасает человека Иисус Христос, Сын Божий, — своим воплощением, рождением, смертью и воскресением. И нередко пытливый ум ставит вопрос: а почему именно так? Почему именно такой путь избрал Бог? Почему нельзя было спасти человечество как-то по-другому?