

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Страницы Евангелия насыщена рассказами о чудесах, сотворенных Христом. Одни из них по-человечески близки и понятно, другие, возможно, вызывают недоумения. И возможно, едва ли не самая острая проблема, которую ставят перед нами Евангельские чудеса — это вопрос, как связаны вера в чудо и вера в Бога? Правы ли те, кто основывает свою веру на чудесах как на доказательстве существования Бога? Правы ли те, кто вовсе отвергает чудеса как фактор отношений Бога и человека и не видят в них ничего, кроме склонности к «дурному мистицизму»?
У блаженного Августина встречается любопытная мысль на эту тему. Когда Христос насыщает несколько тысяч человек пятью хлебами, мы считаем безусловным чудом приумножение хлебов. Но почему-то не считаем чудом само произрастание хлеба. А это, в христианском понимании, не меньшее чудо — потому что и произрастание хлеба, и его приумножение устроены Богом. Вообще все в мире устроено Им — и хлеб, и земля, и вода… И если чудо — это необъяснимое нарушение естественного порядка вещей, то само слово «чудо» — из лексикона атеистов. Потому что в том, что Бог может изменить естественный порядок вещей, ничего необъяснимого нет.
Значит ли это, что для христианина чудес не бывает? Едва ли. Дело, надо полагать, в том, как понимать, что такое чудо и что такое сама вера в Бога. Ответы на эти и другие вопросы будем искать сегодня вместе с духовно опытными пастырями.