

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Мы сегодня поговорим о таком качестве христианской жизни как смирение. Это слово часто произносят в разговоре о вере — при том, что дать определение этому понятию не так-то просто. Слишком легко перепутать смирение с тем, что внешне на него похоже, но по сути вовсе им не является. Чем, например, смирение в какой-то ситуации отличается от просто пассивности? Или чем смирение как попытка не ответить грубостью на грубость отличается от презрительного молчания и чувства собственного превосходства. Есть такая знаменитая история из поучений аввы Дорофея. В монастыре братия восхищалась кротостью и смирением одного монаха, которой — сколько бы его не оскорбляли, и при том несправедливо — никогда не отвечал обидчикам ни единым грубым словом. Когда этого монаха спросили, как он достиг такой высоты и силы смирения, он ответил: «Вот еще — буду я этим псам отвечать...» Итак, что такое смирение, с христианской точки зрения? И главное, как оно может проявляться на практике? Послушаем сегодня, как на эту тему размышляют духовно опытные пастыри и просто интересные христианские авторы.
Современный греческий проповедник архимандрит Андрей Конанос предлагает обратить внимание на один евангельский эпизод — на историю встречи Христа с женщиной-хананеянкой. Давайте вспомним этот отрывок из Евангелия от Матфея:
Мф 15:22-28 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Это было чтение из Евангелия от Матфея, глава пятнадцатая, стихи с двадцать второго по двадцать восьмой.