

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Один из распространенных стереотипов о христианстве — это мнение, будто христиане не ценят человека. Будто ради проявления величия Бога человек последовательно унижается. Помню, одна моя знакомая искренне недоумевала: как вы христиане можете говорить об уважении к человеку, когда сами себя — да и всех вокруг — называете «рабами Божьими»? Ваш идеал — человек забитый, сам себя считающий ничтожным и неважным… Нет, я отказываюсь так смотреть на мир — заявляла моя знакомая. И я, честно говоря, готов с ней согласиться. Я тоже отказываюсь так смотреть на мир и на человека. Возможно, потому я и христиан, что христианство предлагает мне взгляд совершенно другой. Собственно, прямо противоположный. В центре моей веры — как раз человек. Но не просто человека — а идеальный, говоря словами Достоевского, положительно прекрасный. В нем нет и тени несовершенства, и намека на неполноценность. В нем нет никакого греха. Единственный в мировой истории полноценный и стало быть настоящий человек. В центре христианства — Иисус Христос. Богочеловек. Эта тема — проблема, что есть человек для Бога и для ближнего, одна из магистральных во многих размышлениях митрополита Антония Сурожского. Выдающегося пастыря и проповедника двадцатого века. В том фрагменте, который мы услышим, он говорит как раз о том, что именно вопрос о человеке — это та тема, на которой наиболее полно могут друг друга понять верующий и неверующий. И тому, и другом человек очень важен. Но — по разным причинам.