
Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Принято говорить, что «незаменимых нет». На это христианин мог бы заметить, что выражение это — не вполне верно. В том смысле, что для Бога каждый человек — незаменим. Каждый — совершенно уникальная личность. Это слово звучит сегодня везде. Мы часто произносим его — и не задумываемся, что оно означает. А ведь, как отмечают серьезнейшие богословы, мы даже не дать определение тому, что есть личность. Мы можем описать природу того или иного человека — его психику, его тело, его характер, его чувства, но не можем сформулировать, какова его личность. Это дает мыслителям основание говорить о личности отрицательным путем — как о том, что остается, когда исчерпаны и перечислены все природные характеристики человека. По словам крупнейшего богослова двадцатого века Владимир Лосского, этот ни к какой природе не сводимый «остаток», коим является личность человека, не может быть определен, но лишь показан. А вот наш первый на сегодня собеседник митрополит Антоний Сурожский переводит эту тему на уровень личного опыта отдельно взятого современного человека. Каждый из нас, вероятно, согласится, что нужно реализовать свою личность. Но как это сделать, если она — неуловима подчас даже для нас самих. Опытный пастырь отвечает: нашу личность подлинно знает Бог. Неслучайно для него каждый человек — уникален. И значит — пастырь намекает на парадокс — только с Богом и в Боге можно стать полноценным человеком. То есть, личностью. Той самой — единственно, незаменимой. Как это происходит?