

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Христианство — религия Откровения. Это слово необходимо в разговоре о вере. В том смысле, что любые размышления о том, в какого Бога мы верим и как можно что-то знать о непознаваемом и непостижимом Боге, неизбежно проходят через эту точку: Бог Сам явил Себя людям в Откровении. Открыл людям о Себе Самом то, что Сам пожелал. В христианской традиции принято разделять Откровение на Божественное, то есть сверхъестественное, и естественное. Божественное — это соприкосновение с Библией, богооткровенное книгой, и личный опыт богообщения в молитве и аскетике, то что обычно называют мистикой (не будем путать с дурным мистицизмом, всякими видениями и экзальтациями). Но кроме божественного, сверхъестественного откровения людям религиозного опыта известно откровение и естественное, то есть через природу: природу человека и природу как окружающий мир. С религиозной точки зрения, то, что Бог — есть, можно увидеть, вглядываясь вглубь своей души и — вглядываясь в окружающий мир. Апостол Павел пишет, что вечная сила Бога, его невидимое присутствие можно увидеть через рассматривание творений (Послание к Римлянам, глава первая, стих двадцатый). Святитель Афанасий Великий, выдающийся христианский подвижник четвертого века, в трактате «Против язычников» писал: «Из мирового порядка и стройности сотворенного или из дел как по буквам можно уразуметь Творца». А основатель монашества преподобный Антоний Великий высказывался так: «Книга моя — это природа сотворенных вещей, и она всегда под рукой, когда я хочу прочитать божественные мысли». Вглядываясь в красоту творения, трудно не задуматься о величии Творца. Трудно не задуматься о том, что и окружающий мир сам по себе есть Откровение. То, что Бог открыл людям о Себе Самом. Как на эту тему размышляют духовно опытные пастыри и просто интересные христианские авторы, мы услышим в сегодняшней программе.