

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Два стереотипа существует о Церкви и о происходящем в ней на богослужении. Первый предполагает, что богослужение — это своего рода священный спектакль. Его совершает кто-то другой, не ты. Твоя задача — отстоять и отслушать, даже если скучно. Особенно если скучно — то в этом якобы есть некий особый подвиг смирения... Второй стереотип, близкий к первому: храм — это клуб. Туда приходят люди, которые разделяют общие убеждения и интересы, и я, если зайду со стороны, окажусь там «новеньким», чужим, столкнусь либо с подозрительностью, либо со снисходительным гостеприимством. А и то, и другое — состояния мягко говоря дискомфортные. Но вот митрополит Антоний Сурожский, выдающийся пастырь двадцатого века, в своих беседах о Церкви разбивает оба эти стереотипа. Церковь, не место, где священник совершает некое действо перед прихожанами. И не клуб, где прихожане заняли лучшие места. Греческой слово «экклесия», русское — Церковь, — это собрание. Собрание людей, которые для того и пришли сюда, чтобы Церковь составить. Церковь в этом смысле — это то, что случается тогда, когда люди собираются вокруг Христа. И раз вокруг Христа — значит среди людей, внутри собрания в каком-то смысле нет главных и неглавных. И опытный прихожанин и тот, кто ходит только на Пасху, и тот, кто просто по зову сердца зашел помолиться вот прямо сейчас — все они, если угодно, в равной степени составляют Церковь и, стало быть, творят то богослужение, которое происходит здесь и сейчас, например, Божественную Литургию. Потому что творит ее Церковь как собрание и высшем смысле творит ее Сам Христос. Изнутри такой логики, изнутри такого понимания Церкви совсем иначе смотришь на все, что в храме происходит.