

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Есть такой афоризм: «Не согрешишь — не покаешься». Его нередко приводят в качестве аргумента против христианской практики покаяния, исповеди. Идея покаяния — спасительная, одна из центральных в христианстве. Слова, с которых — по Евангелию от Матфея — Иисус Христос начинает свою общественную проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И на этом фоне едкий афоризм имеет продолжение: «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься». Дескать, чтобы спастись, даже нужно совершать грехи...Тут рисуется совсем уж странная картина духовной жизни... Вот только есть один момент: логика этого афоризма предполагает, что можно жить — и не грешить. Но с христианской точки зрения, человек не может жить и не грешить. Это не значит, что все люди на свете — негодяи. Это значит — опять же с христианской точки зрения — что все люди на свете — больные, нуждающиеся в сострадании и исцелении. Все люди — потомки Адама и Евы. После их бунта против Бога, получившего название «первородный грех», и после изгнания из рая, все люди наследуют как потомственный недуг склонность так же бунтовать и от Бога отворачиваться — то есть, совершать грехи. Это особенно ярко видно на примере первых же детей Адама и Евы: Каина, убившего своего брата Авеля. Неизбежность вопроса о покаянии становится одной из сущностных черт нашей жизни с первых же моментов земного бытия людей. И неслучайно в нашем языке имя Каина слово и слово «покаяние» — однокоренные.
Однако наша сегодняшняя программа хоть и посвящена теме покаяния, на самом деле — о радости. О том, что разговор о покаянии — это разговор о надежде, об обретении душевного и духовного света. Это парадоксально, но «парадокс» — слово, которым часто описывают содержание христианской веры. Мировидение, где небо спустилось на землю, где Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом, где человек призван исполнять заповеди, но Бог при этом дает всё даром — иначе, чем через парадоксы и не опишешь.