Помните песенку – «С чего начинается родина? С картинки в твоем букваре….»
С детства – родина начинается.
А чем она продолжается, что такое родина для нас? Этот вопрос вовсе не банальный. Потому что, если внимательно присмотреться, родина для разных людей означает вовсе не одно и то же…
Кто-то навсегда застревает в своем детстве и никак не может из него выйти. Для такого человека родина – это его прошлое, его детство, в котором он был защищен от надобности встречаться лицом к лицу с трудностями, делать выбор, отвечать за что-то. Человек не принимает настоящий день своей жизни, со всеми его проблемами и вызовами, не хочет брать на себя ответственность за свое настоящее и тоскует по прошлому, всецело живет в нем. Он всегда недоволен обществом, миром и своим положением в мире, и любой разговор сводит к словам: «А вот раньше было лучше…»
Кто-то относится к понятию «родина» потребительски: родина – это то место, где мне уютно, сыто и безопасно, где мне больше платят, где находится моя недвижимость и мой банковский счет. Такие люди цинично посмеиваются над понятием патриотизма и вопросами о том, что же такое родина, предпочитают не задаваться.
Для кого-то, наоборот, слова «родина» и «патриотизм» имеют огромное значение, эти слова всегда у них на устах. Причем до такой степени, что эти люди одержимы чувством ксенофобии, ненависти к инородцам, к чужому языку, культуре, образу жизни, родину свою они мечтают видеть властным завоевателем всего мира, только свою страну они мнят единственно достойной права на существование…
Но есть и те, кто, любя свою родину, понимают, что земными границами наша родина не ограничивается. И чувство потребительства, и бегство в прошлое от вызовов дня сегодняшнего, и ложный патриотизм такие люди считают проявлениями недостойными человека, считают грехом. Они чувствуют себя странниками в этом мире, и, как бы ни была прекрасна их земная родина, тоскуют о родине небесной. Они понимают, что человек не сводим только к своей национальности, к своей укорененности в земном, что человек – выше и больше всего земного, что настоящая его родина – не здесь. О том, что чувствуют эти люди, сказал когда-то русский философ Петр Чаадаев: «Высокая вещь - любовь к родине, но более высокая - любовь к истине». И, придя в Церковь Христову, эти люди находят то, что давно искали: находят путь, который наконец-то может привести их домой.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди