Равноапостольная Мария Магдалина - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Равноапостольная Мария Магдалина

* Поделиться
Сцена явления Христа Марии Магдалине
Сцена явления Христа Марии Магдалине.
Художник: А.А. Иванов

Образы библейских святых встречаются на страницах многих литературных произведений — древних и современных.

Сегодня мы говорим о святой равноапостольной Марии Магдалине и романе польского писателя Густава Даниловского «Мария Магдалина».

В Евангелии от Луки и от Марка говорится, что Мария Магдалина, родом из галилейского города Магдала, была одной из верных учениц Христа. Она присутствовала на Голгофе во время казни Иисуса, была свидетельницей погребения своего Учителя и первой увидела воскресшего Христа. Это то, что известно о Марии Магдалине из Библии. В Православии она почитается как одна из святых жён-мироносиц.

В католической традиции Марию Магдалину принято отождествлять с той самой безымянной блудницей из Евангелия, о которой Христос сказал: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень».

Известный польский писатель конца 19 - начала 20 века Густав Даниловский в своём романе «Мария Магдалина» тоже придерживается этой версии.

ДАНИЛОВСКИЙ:

На опустевшей, залитой солнцем площади остались только Иисус и дрожавшая, как тростинка, Мария. Остолбенев, не понимая, что произошло, сквозь слёзы, застилавшие её глаза, она видела, как в тумане, его сияющие торжеством, горевшие ещё огнём вдохновения глаза и услыхала как бы доносившийся издалека мелодичный голос:

— Женщина, где твои обвинители? Никто не осудил тебя?

— Никто, господин! — ответила она сквозь сжимавшие её горло рыдания.

— Никто? — повторил Иисус.  И я не осуждаю тебя. Возьми, покрой свои растерзанные одежды.  Он набросил ей на плечи свой плащ и добавил мягким голосом, прозвеневшим нежным аккордом в её сердце:

— Иди и впредь не греши!

За много веков образ Марии Магдалины, верной ученицы и спутницы Иисуса Христа, трактовался по-разному.

Согласно католической традиции (а ей следует и польский романист Густав Даниловский) Мария была сестрой Лазаря и Марфы, принимавших Иисуса Христа в своём доме в Вифании.

Католики отожествляют Марию Магдалину с евангельской безымянной грешницей, омывшей благовонным миром ноги Христу в доме Симона фарисея.

Эта сцена есть и в романе Густава Даниловского «Мария Магдалина».

ДАНИЛОВСКИЙ:

Подняв лицо, Иисус смотрел прямо перед собой, и Марии казалось, что он видит её и улыбкой своей призывает её к себе.

Как вихрь, ворвалась Мария в комнату и с криком: «Спаситель!» упала к его ногам. Роскошные руки в золотых запястьях охватили его колени, прекрасная голова склонилась к глиняному полу.

Удивление охватило всех, и вдруг чудный, одуряющий запах наполнил комнату; Мария вылила розовый бальзам на ноги Иисуса, сорвала со своей головы сетку и заревом распустившихся волос, вздрагивая от переполнявших её грудь рыданий, стала вытирать ими усталые ноги Иисуса.

На примере главной героини романа автор показывает, что есть красота внешняя и другая — духовная.

Роман Густава Даниловского «Мария Магдалина», впервые опубликованный в 1912 году во Львове, рассказывает о духовном перерождении Марии из Магдалы после встречи с Христом.

Центральным эпизодом романа является момент, когда Мария Магдалина хлопочет перед Понтием Пилатом об освобождении Христа и защищает Учителя от фарисеев:

ДАНИЛОВСКИЙ:

— Господин, — начала Мария,  я не слыхала, что говорили они, но уверена, что они клеветали на него. Они ненавидят его, потому что он обличает их фальшь и лицемерие. Сами погрязшие в пороках, они не могут вынести того, что на нём нет ни одного позорного пятна. Господин, он воскресил из мёртвых брата моего, вернул девичество сердцу моему... Многих бесноватых и беспамятных излечил, падших ободрил, печальным вернул веселие, заблудившимся в сложных делах мира сего указал праведный путь.

Эта вымышленная автором речь Марии перед Понтием Пилатом — может быть, самое сильное место в романе Густава Даниловского «Мария Магдалина», в котором показана преображающая сила христианства.

С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе «Прообразы: святые в литературе».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем