Расписка Сарсехима. В конце седьмого, начале шестого веков до Рождества Христова Иудея претерпевала неоднократные набеги вавилонян. С каждым годом положение становилось все опасней. Еврейские правители предпринимали безуспешные попытки сохранить независимость страны. Вавилонский правитель Навуходоносор сначала убил иудейского царя Иоакима, затем захватил в плен его сына и наследника, Иехонию и посадил на иерусалимский престол Седекию, которого считал своей марионеткой. Однако СедекИя поднял восстание против захватчиков. Вавилоняне ответили на это новым вторжением в Иерусалим – на этот раз особенно жестоким и разрушительным. Восемнадцать месяцев иудеи выдерживали осаду столицы, но в конце концов войска Навуходоносора ворвались в город и буквально стерли его с лица земли.
Свидетелем этих событий был пророк Иеремия. Он описал захват Иерусалима настолько подробно, что из его рассказа нам стали известны даже имена приближенных царя Новохудоносора, сопровождавших его в военном походе. Казалось бы, о чем может сообщить такая малозначительная деталь, как имена второстепенных персонажей? Однако, именно эта подробность стала предметом пристального внимания ученых. В 2007 году, работая в Британском музее с архивом клинописных табличек Ассирии и Вавилона, австрийский профессор Михаэль Юрса обратил внимание на одну из глиняных досок – на ней было запечатлено имя «Нево-Сарсехим, начальник евнухов». Ученый вспомнил, что именно такой необычный титул он встречал в книге пророка ИеремИи. Так называл пророк одного из вавилонских захватчиков Иерусалима.
Мнение эксперта:
Дальнейшие исследования показали, что библейский отрывок и клинописный текст объединяет не только имя вавилонского чиновника, но и время создания! Глиняную табличку специалисты датировали 595-м годом до Рождества Христова – то есть, она была изготовлена всего за двенадцать лет до того, как Навуходоносор вошел в Иерусалим со своим войском.
Клинописную табличку, которую удалось расшифровать австрийскому профессору, доставил в Британский музей в середине девятнадцатого века английский археолог Остин Генри Лэйард. Он весьма успешно проводил раскопки в окрестностях Багдада - на территории древней Месопотамии, к которой относится и Вавилонское царство.
Интересно, что именно копии самых знаменитых находок Лэйарда стали основой экспозиции по истории Месопотамии в Пушкинском музее в Москве. В коллекции музея есть и подлинные клинописные таблички. Внешне они очень похожи на ту глиняную доску, что пронесла сквозь века имя человека, упомянутого пророком Иеремией.
Но что же рассказала ученым о начальнике евнухов Навуходоносора клинописная табличка из Британского музея?
Мнение эксперта:
Евнухи, или скопцы, часто становились придворными у вавилонских царей, поскольку считалось, что они, как не имеющие потомства, не станут претендовать на власть и устраивать перевороты. Начальник евнухов – это своеобразный титул, свидетельствующий о высоком положении чиновника при дворе. Клинописная табличка, хранящаяся в Британском музее, оказалась распиской, в которой говорится о том, что приближенный Навуходоносора евнух Нево-Сарсехим передал в храм, посвященный главному Вавилонскому божеству Меродаху, полторы мины золота. В пересчете на современные единицы измерения это около восьмисот грамм драгоценного металла.
Языческий божок Меродах, кстати, также упоминается в книге Иеремии. Библейский пророк, возвещая падение Вавилона, уверяет, что и этот идол будет сокрушен.
Вот так будничная, прозаичная вещь - финансовая расписка, наглядно продемонстрировала, что книга Иеремии может быть историческим документом даже в незначительных деталях. И если уж человек, вскользь упомянутый пророком – это реальная личность в реальной истории, то достоверен и рассказ праведника о скорбных обстоятельствах Вавилонского пленения иудейского народа.
Евгения Павлычева
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.