

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Помните, у Бродского: «Потому что у куклы лицо в улыбке, мы свои смеясь совершим ошибки...» Ошибки совершают все — об этом еще латинские пословицы говорят. Но люди верующие нередко встают в этом плане перед повышенными требованиями общественного мнения. Дескать, тот, кто ходит в Церковь, должен являть собой идеал нравственности, а если нет, то что-то в этой Церкви и в этом хождении не так... Надо полагать, это справедливо и несправедливо одновременно. Справедливо в том смысле, что тот, кто назвал себя последователем Христа, и вправду призван являть собой идеал нравственности, хотя бы потому, что последователь слышал слова Нагорной проповеди: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Несправедливо в том смысле, что преодоление собственных личных несовершенств не происходит в одночасье и механически, как только переступаешь порог храма. Исправление себя — это путь и, как учит Церковь, путь покаяния. Собственно, греческое слово «метанойя», которое мы переводим как покаяние, и означает «перемену ума», «изменение всего себя». И путь этот часто настолько постепенный, что и не заметен стороннему взгляду. Кажется: человек уже столько лет в Церкви, а окружающие до сих пор страдают от его скверного характера. А внутри у него на самом деле идет напряженнейшая внутренняя борьба, которая — по определению — не может и не должна верифицироваться кем-то, кроме Самого Бога. В церковном предании есть такая поговорка: не осуждай, ты видишь, как человек согрешил, но не видишь, как он кается.