Свидетелями Преображения Господня на горе Фавор стали три апостола: Симон по прозвищу Пётр, то есть "скала", и братья Зеведеевы: Иаков и Иоанн. Все трое были в числе самых первых учеников Сына Божия. Христос призвал их, простых рыбаков, когда только начал свою проповедь на берегу Галилейского моря.
Самым старшим среди них был Симон. Без колебаний, задолго до чуда Воскресения, Симон первым из людей исповедал Господа и произнёс: "Ты - Христос, Сын Бога Живого". За силу своей веры он и получил от Иисуса имя "Пётр", по-гречески - "скала, камень". "На этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её", - сказал Спаситель.
Поэтому Пётр был среди тех достойнейших учеников, которые поднялись с Христом на Фавор. Его вера была вознаграждена тем, что он услышал глас Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой возлюбленный. На Нем мое благоволение".
Иакова и Иоанна называют "братьями Зеведеевыми" по имени их отца, рыбака Зеведея. По преданию, их мать Саломия была дочерью Иосифа Обручника от первого брака. За горячий порывистый характер Иисус назвал Иакова и Иоанна "сыновьями грома". Однажды среди учеников возник спор о первенстве. Чтобы разрешить его, Христос спросил: "Можете ли пить чашу, которую я буду пить, или креститься крещением, которым я крещусь?". Братья с готовностью ответили: "Можем!". Но они не представляли, что Спаситель говорит о чаше страданий и смерти.
Между тем Христос прозревал судьбы своих учеников. Он знал, что Иакову предстояло стать первым епископом Иерусалима, и первым из апостолов, Иаков пролил кровь за свою веру. Спаситель избрал его свидетелем Своего Преображения в знак особой заботы, утешения и уверения.
Иоанна называют любимым учеником Христа. Он был самым молодым среди апостолов. Иоанн стал автором пророческой книги Откровений и одного из Евангелий. При этом в его повествовании описание Фаворского чуда отсутствует. Лишь в первой главе Евангелия он пишет: "и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца".
Но само богословие Иоанна, свидетеля жизни Спасителя, Его Крестной Жертвы и Воскресения, - это плод опыта Преображения.
И Пётр, и Иоанн в своих посланиях напоминают, что Преображение - это не событие прошлого, это - обещание будущего. Преображение дало смысл всей жизни христианина и сообщает цель - обожение. Пётр говорил: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества». Иоанн призывал: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; ... будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
Церковь празднует Преображение Господне, зная, что оно может стать и нашим преображением, что и для нас могут открыться двери к созерцанию Божественного света.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.