От суетного круга,
Что прозван свет большой,
О милая подруга!
Укроемся со мной.
Простись с блестящим светом,
Приди с своим поэтом,
Приди под кров родной,
Под кров уединенный,
Счастливый и простой,
Где счастье неизменно
И дружбой крыл лишено
Нас угостит с тобой!
Такие строки в начале супружеской жизни посвятил своей жене Вере поэт Пётр Вяземский.
Летним вечером 1811 года в московской усадьбе графов Кологривовых шумел бал. Одна барышня, желая доказать, что в современных мужчинах нет рыцарского духа, бросила в пруд башмачок. Несколько молодых людей ринулись за ним в воду. А вынес башмачок на берег поэт, князь Пётр Вяземский, для которого шутка обернулась воспалением лёгких. Хозяин дома уговорил гостя остаться у них, пока недуг не отступит. За больным вызвалась ухаживать дочь хозяев Вера Фёдоровна.
«Небольшой рост, маленький нос, огненный пронзительный взгляд и грациозная непринуждённость движений», — так описывал свою будущую жену Вяземский. К тому же она была знатоком поэзии и французской прозы, о которых молодые люди говорили часами. Эти разговоры сблизили их. После того, как Петр Андреевич немного поправился и оставил дом Кологивовых, он понял, что любит Веру. Вскоре он сделал ей предложение. 18 октября 1811 года молодые люди обвенчались.
Спустя несколько месяцев Наполеон вторгся в пределы России. В августе 1812 года Пётр Андреевич вступил в Московское ополчение. Вяземский писал в эти дни жене: «Бог, Ты и честь будут спутниками моими. Обязанности военного человека не заглушат во мне обязанностей мужа. Ты небом избрана для счастья моего, и захочу ли я сделать тебя навек несчастливою? Мы увидимся, я в этом уверен. Молись обо мне Богу». Пётр Андреевич участвовал в Бородинском сражении и остался жив. До самого конца войны с ним были два образка, подаренные женой…
Пётр Андреевич и Вера Фёдоровна были знакомы с известными писателями, художниками, архитекторами. Супруги находились в переписке с Александром Сергеевичем Пушкиным. Вяземский прославился как поэт и журналист, подготовил первую биографию Фонвизина. В то же время он продвигался по государственной службе, достиг должности заместителя Министра финансов. Ему приходилось много ездить по стране и за границу. Почти каждый день в таких поездках он писал супруге письма.
У Вяземских было девять детей. В ноябре 1840 года умерла дочь Надя, и в эти дни супруги находили утешение только в вере. «Минута молитвы есть одно возможное облегчение», — писал Пётр Андреевич жене из Баден-Бадена, где застала его горестная весть. — Он признавался, что молитва словно сближает его с Верой Фёдоровной, а во время разлуки даёт почувствовать её присутствие.
18 февраля 1861 года в Петербургской Академии наук отмечалось пятидесятилетие литературной деятельности Вяземского. Звучали тёплые слова от коллег, было много музыки и стихов. После очередного поздравления Пётр Андреевич взглянул на Веру Фёдоровну, которая сидела в другом конце зала. Он улыбнулся ей, и супруга ответила улыбкой, столь дорогой его сердцу.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница