Недавно соцсети захлестнула очередная волна негодования. 50-летний житель города Приозерска Ленинградской области умышленно сбил на своем внедорожнике 10-летнего мальчика за то, что тот обстрелял его машину из игрушечного автомата, затем бизнесмен ударил ребенка кулаком в висок и поставил на колени.
Не станем обсуждать собственно саму историю, задумаемся о другом. Почему подобные инциденты довольно часто происходят, почему люди неадекватно реагируют на обычные раздражители?
Ведь для детей вполне естественно так вести себя: пробовать новое, испытывать границы дозволенного, провоцировать, иногда это доходит и до хулиганства, к сожалению. Можно же объяснить ребенку, что так делать не следует, рассказать ему о возможных последствиях, пожурить мягко и ласково. Почему же мужчина вел себя неоправданно жестоко, почему эти обычные детские шалости вызвали у него такую агрессивную и неадекватную реакцию?
Мне кажется, основная причина в том, что человек в таком случае чувствует моральную правоту и считает долгом бороться за справедливость. Неважно, что эта борьба жестока и неадекватна проступку. Все равно в этот момент гневающийся чувствует себя героем, а виноватого перед ним — злодеем. Поэтому свой гнев воспринимает как праведный, человек нисколько не противится ему, напротив — раздувает и распаляет его до невиданных размеров. То есть впадаем в ярость мы в таком случае со вкусом, с наслаждением, потому что имеем право, как мы считаем. Потому что по нашему убеждению, пострадавшая сторона — это мы.
А в результате получается, что действительно мы — пострадавшая сторона, но не потому, что ребенок обстрелял машину или в метро женщина обругала. А потому, что мы сами создали ад в своей душе. Потому что тот, кто живет в ненависти, ярости и возмущении по отношению к окружающему миру, живет в настоящем аду. И пока мы в ослеплении своим возмущением сосредоточены на себе и мнимых или не очень обидах, этот ад будет только усугубляться и распространяться вокруг нас.
Ведь в реальности справедливости нет, мы боремся в своем праведном возмущении за химеру, утопию. Бог не справедлив к нам, а многомилостив. Если бы Господь был справедлив, мы бы давно уже пылали в адском пламени, а мы ходим спокойно по этой земле и даже радуемся иногда. Разве же это справедливость?
Наверное, только святой человек может совершенно не раздражаться на просчеты и ошибки окружающих. Но практически всегда есть выбор — распалять свое раздражение или остановиться, прервать или продолжить. И самое главное в этом выборе: не принимать это возмущение за праведное, не чувствовать свою моральную правоту, не бороться за справедливость.
Люди, знакомые с Евангелием, очень любят в этом случае приводить в пример гнев Иисуса Христа. «Как же так? Ведь и Господь гневался! Вот как Он выгнал бичом продающих из храма! Почему же я не могу тогда разгневаться и наказать тех, кто поступает возмутительно?»
Божье негодование было направлено против негодного нравственного состояния иудеев, против страстей, разлучающих их с Богом. Не думаю, что мы можем также описать наше возмущение против окружающих людей.
Иоанн Златоуст так писал об этом: «Хорошо не гневаться; но если кто впадет в эту страсть, то, по крайней мере, не на долгое время: солнце да не зайдет во гневе вашем. Ты не можешь удержаться от гнева? — Гневайся час, два, три: но да не зайдет солнце, оставив нас врагами. Оно по благости Господа взошло, да не зайдет же, сиявши на недостойных».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.